Формирование предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего возраста

Автор: Чукалова Наталия Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ» детский сад №11″

Населенный пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Тема: Формирование предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего возраста

Опубликовано: 12.01.2017 18:47

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего возраста.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность.
В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей.
Во-первых, это развитие культурно-нормативных, специфических и орудийных действий Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы. Это задача не только развитие движения руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения своим поведением. Ребенок должен понять смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Все это дает ему чувство своей компетентности, самостоятельности и уверенности в себе.
Для решения этой задачи необходимо, начиная с года, приучать детей к самообслуживанию. В нашей группе мы уделяем этому большое значение.
-Учим снимать и надевать колготки, штанишки, юбки.
-Расстегивать и застегивать одежду (молнии, липучки.)
-Перед сном складывать одежду на стульчике.
-Самостоятельно мыть руки с мылом.
-Вешать полотенце на крючок.
-Правильно пользоваться столовыми приборами (есть пищу ложкой, пить из чашки).
-Складывать на место игрушки.
Другой задачей предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности ребенка. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с водой, песком, краской, пытаясь открыть коробочку с секретом, малыши решают самые настоящие мыслительные задачи, решение которых требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.
Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата: правильно сложить пирамидку, сделать постройку в соответствии с образцом и т. д
Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Собирая пирамидку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, малыши учатся учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по цвету, форме, величине. При этом они не только действуют, но и думают.
Все виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно, предметы и все действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания. У каждого ребенка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами, вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние Монтессори видела в концентрации на действиях с предметами начало воли ребенка. Поэтому нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создать для нее всевозможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества пособий и особой организации развивающей среды.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, различными по цвету, форме, материалу из которого сделаны. Поэтому мы большое внимание уделили организации предметно-развивающей среды в группе.
Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Стол наполнен дидактическим и игровым материалом: объемные геометрические фигуры, предметы вкладыши, стержни для нанизывания колец, различного цвета и величины, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур различной формы. За дидактическим столом одновременно, не мешая друг другу могут играть 2-3 ребенка.
Мы приобрели различные игры вкладыши (деревянные)
-«Большие и маленькие»
-«Собери фрукты»
-«Одень Антошку»
-«Вкладыши — флексика»- различные по форме, цвету, величина ( яблоки, домики, геометрические фигуры, ежи, слоники, петушок, курочка и цыпленок).
Эти игры нравятся нашим детям, и они с удовольствием в них играют.
-«Магнитная рыбалка» (жуки и бабочки) – эти игры способствуют развитию моторики, координации действия рук, восприятию цвета, способствуют развитию положительных эмоций.
-Игры для конструирования – различные по форме и величине конструкторы «Лего», строительные наборы (деревянные и пластмассовые), которые также способствуют развитию действий с предметами, а вместе с тем – развитию мышления, целеустремленности, восприятия, общей моторики.
-Любят дети нанизывать игрушки. Для этого мы подобрали различные по цвету, форме, величине предметы с отверстиями.
-В группе много пирамид, различных по цвету, величине, пирамиды-конструкторы.
-Наборы разрезных картинок.
-Мячи, разные по величине, цвету, материалу.
-Наборы игрушек для игр с водой, песком.
-Разного вида каталки.
-Сюжетные игрушки – куклы, посуда, утюги, машины.
-«Чудесный мешочек»
Но для правильного развития ребенка этого все равно мало. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями их этому надо учить.
В раннем возрасте наиболее эффективен индивидуальный контакт с ребенком. Малыш лучше воспринимает предложения, вопросы, объяснения воспитателя, адресованные лично ему, чем обращения к группе в целом. При этом ребенку легче понять и принять предложения взрослого, когда они высказываются доброжелательным тоном, сопровождаются ласковым прикосновением, взглядом в глаза. Необходимо учитывать, что вербальные методы воспитания в раннем возрасте имеют низкую эффективность, потому что малышам еще трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слово воспитателя должно иметь яркую окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а так же на прогулках в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организованные воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них мы имеем возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, формировать умения и некоторые важные качества.
Совместно со С.А. Сюсюкало – зам. зав. заведующей по инновационной работе мы разработали перспективный план дидактических игр и упражнений для развития предметной деятельности и сенсорики, а так же перспективный план игр и упражнений по развитию речи и ознакомлению с окружающим. При составлении плана мы постарались учесть все направления развития предметной деятельности, используя различные пособия и дидактические игрушки.
Для наиболее эффективного развития предметной деятельности и познавательных способностей у детей мы стараемся сочетать самостоятельные и совместные с взрослыми действия малышей. Предлагаем интересные занятия, подключаемся к игре ребенка, обязательно откликаемся на просьбы о помощи, помогаем преодолевать затруднения, поощряем, хвалим детей: «Какая умница Машенька, все шарики правильно разложила по коробочкам!», «Молодец, Дима, какую ровную башню построил!»
Для развития познавательной активности стараемся обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создаем условия для экспериментирования (игры с водой, песком, тестом, окрашивание воды, рисование красками). Очень важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector