Программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Афанасьева Екатерина Геннадьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Новоникольский детский сад Турмасовский филиал

Населенный пункт: п. Мичурина, Мичуринский район, Тамбовская область

Тема: Программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Опубликовано: 12.01.2017 20:36

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Пояснительная записка

В последние годы значительно возросло количество детей, имеющих различные трудности обучения в начальной школе.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа предназначена для организации подготовки детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности. Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Занятие превращается в увлекательную игру.
Содержание программы состоит из двух блоков: «обучение грамоте», «математика».

Блок «Обучение грамоте»
Цель развитие фонематического слуха, выполнение анализа и синтеза слов, дифференциация звуков, знакомство с буквами русского алфавита.
Последовательное знакомство детей с буквами осуществляется по принципу частотности употребления их в речи и по перспективному планированию.
Задачи:
• познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
• познакомить с буквами русского алфавита;
• развивать фонематический слух;
• развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
• развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
• начать работу по подготовке детей к письму.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

Блок «Математика»
Цель создание условий для развития начальных математических представлений, умственных, познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
• формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;
• развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; умения ориентироваться в пространстве, во времени;
• воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Для ознакомления с математическими понятиями следует проводить дидактические и ролевые игры с активным участием детей. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самоконтроля станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятий. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основной идее занятия. Дети высказывают свое отношение к изучаемому материалу, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использовании в речи. Учебный материал подается таким образом, что побуждает детей рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Учебный план

Наименование раздела
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Обучение грамоте
1
33
Математика
1
33

Результаты работы группы предшкольной подготовки
Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(БЛОК «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»)
Сроки
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Слово. Семья
Познакомить с понятием «слово»; ориентировка в ближайшем окружении; воспитание внимания, любви к своим родственникам.

Слог – часть слова
Учить делить двусложные слова на слоги; развивать речь учащихся; закрепить умения анализировать предложение и делать условно-графическую запись.

Предложение
Дать понятие о предложении; учить составлять предложения из двух слов; развивать речь детей.
Октябрь
Звуки окружающей действительности
Закрепить понятие о предложении; формировать умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Звук [А]. Буква «А»
Закрепить навык четкого произношения звука А; учить выделять звук А из ряда гласных; развивать слуховое внимание;
образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой А.

Звук [У]. Буква «У».
Закрепить навыки четкого произношения звука У; учить выделять звук из ряда гласных; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой У.

Звуки [И] [Ы]. Буквы «И» «Ы».
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков И, Ы; учить выделять ударные гласные звук; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов.
Ноябрь
Звуки [М] [М ̓]. Буква «М»
Учить выделять звук [м] в начале слова; дать понятие «согласный звук»; коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; закрепить понятие о предложении.

Звуки [П] [П ̓]. Буква «П»
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, П’; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление.

Звуки [Б] [Б ̓] . Буква «Б»
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б, Б’ в слогах, словах, фразах; учить выделять первый и второй слоги в словах; работать над предложением; закрепить навык преобразобания слов; познакомить с буквой Б; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Звук [Э]. Буква «Э»
Закрепить навыки различения и правильного произношения звука э; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
Декабрь
Звуки [К] [К ̓]. Буква «К»
Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; формировать навыки работы над предложением; познакомить с буквой К; развивать внимание, память, мышление.

Звуки [Х] [Х ̓]. Буква «Х»
Закрепить навык различения и правильного произношения звука Х в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук х в начале и в конце слова; работать над предложением; познакомить с буквой Х; развивать память, внимание, мышление.

Звук [О]. Буква «О»
Закрепить навыки четкого различения и произношения звука О в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; развивать память, внимание, мышление.

Звук [Ш]. Буква «Ш»
Закрепить навыки различения и четкого произношения звука Ш в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление
Январь
Звуки [З] [З ̓] [С] [С ̓]. Буквы «З» «С»
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С, С’в слогах, словах, фразах; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков З, З’ в слогах, словах, фразах;выделение звуков в начале, середине, конце слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами.

Звук [Й]. Буква «Й»
Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать над предложением; закрепить навыки чтения и печатания предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Звуки [Н] [Н ̓]. Буква «Н»
Закрепить навык произношения звуков Н, Н ̓ в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и его печатанию слогов и слов.
Февраль
Звуки [Т] [Т ̓]. Буква «Т»
Закрепить навыки четкого произношения звука и в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить пересказывать рассказ; учить анализу и синтезу слогов; познакомить с буквой; развивать внимание, память.

Буква «Я»
Познакомить с буквой Я, учить образованию относительных прилагательных, составлению предложений по опорным словам, составлению схем предложений; преобразованию слов; закрепить правило написания прописной буквы; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Звуки [В] [В ̓]. Буква «В»
Закрепить навыки произношения и различения звуков В, В’ в слогах, словах, фразах; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов);работать над предложением; учить звуко-слоговому анализу слов, печатанию и чтению слов, предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Звуки [Д] [Д ̓]. Буква «Д»
Закрепить навыки произношения звуков Д, Д’ в слога, словах, фразах; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; работа на предложениями; развивать фонематический слух, развивать память, внимание, логическое мышление.
Март
Звуки [Г] [Г ̓]. Буква «Г»
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [г], [г’] в слогах, словах и предложениях; научить читать слоги с новой буквой, совершенствовать звуковой
анализ слова, расширять словарный запас.

Звуки [Щ] [Ж]. Буквы «Щ» «Ж»
Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов. Закрепить навык произношения звука щ в слогах, словах и фразах; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Звуки[Л] [Л ̓]. Буква «Л»
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л’ в слогах, словах, фразах; узнавать графический образ букв, упражнять в пересказывании текста; развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, воспитывать интерес к чтению

Буквы «Е» «Ё»
Познакомить с буквой Е; закрепить навык преобразования слов; учить чтению слоговой таблицы; развивать внимание. Продолжать учить различать твёрдые и мягкие согласные; познакомить с буквой Ё, учить читать букву Ё, работать над предложением, упражнять в пересказе текста.
Апрель
Разделительный мягкий знак (ь)
Разделительный твёрдый знак (ъ)
Познакомить с разделительным мягким знаком; учить преобразованию слов, упражнять в употреблении твёрдым знаком в словах и предложениях.

Звуки [Р] [Р ̓]. Буква «Р»
Познакомить детей с новыми звуками и буквой; учить узнавать графический образ буквы; учить преобразовывать слова, определить ударный звук, отгадывать ребус, кроссворд, составлять слова по первому звуку.

Звук [Ч]. Буква «Ч»
Закрепить навык произношения звукам ч в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; познакомить с буквой ч; учить преобразованию слов.  Закреплять понятие буква, звук; гласная, согласная буква, слог, слова, предложение.

Звук [Ц]. Буква «Ц»
Познакомить детей со звуком Ц, артикуляцией при его произношении, характеристиками: гласный, согласный; со звуком и буквой Ц, способом ее написания. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие – определение наличия или отсутствия звука в словах.
Май
Звуки [Ф] [Ф ̓]. Буква «Ф»
Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф’ в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять, в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Буква «Ю»
Познакомить с буквой Ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Обобщающее
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи. Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(БЛОК «МАТЕМАТИКА»)
Сроки
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Наблюдай и сравнивай
Формировать пространственные представления: направо, налево, вверх, вниз; учить сравнивать предметы по цвету и величине; познакомить с порядковым счетом, геометрическими фигурами – квадрат, круг; развивать память, мышление; воспитывать любовь к животным.

Число и цифра 1. Растения леса
Формировать знания о многообразии растений, представлений о контрастных множествах «один» и «много»; познакомить с числом 1 и с цифрой 1; научить правильно соотносить цифру с числом предметов; развивать коммуникативные навыки общения.

Число и цифра 2. Домашние животные.
формировать знания о домашних животных; познакомить с образованием числа 2, с цифрой 2; научить правильно соотносить цифру с числом предметов; развивать память, мышление; воспитывать любовь и заботу о домашних животных
Октябрь
Цифра 3. Фрукты и овощи.
Формировать знания о фруктах и овощах, витаминах; учить правильно отвечать на вопросы; познакомить с образованием числа 3 и с цифрой 3; учить счёту до 3 и обратно.

Цифра 4. Осень в природе
Формировать знания о временах года, осенних изменениях в природе; познакомить с цифрой 4; учить счёту до 4 и обратно; дать первоначальные сведения о задачах: задачи в стихах, составление задачи по рисунку развивать внимание, аналитическое мышление.

Сходство и различия. Азбука здоровья.
Учить находить отличие и сходство в геометрических фигурах: ромб, треугольник, квадрат, круг.

Счёт в пределах 4. Вода в природе
Повторить счёт в пределах четырёх; формировать пространственные представления: ближе, дальше, впереди, сбоку, и т.д.
Ноябрь
Учись считать. Цифра 5. Моя семья.
Формировать понятие семья; познакомить с образованием числа 5 и с цифрой 5; геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат; учить счёту до 5 и обратно.

Сравнение по величине. Цифра 6. В гостях у сказки.
Познакомить детей с образованием числа 6 и с цифрой 6; учить наблюдать, сравнивать; закрепить знания о геометрической фигуре: овал; воспитывать любовь к сказкам.

Цифра 7. Дни недели.
Формирование понятия об отношениях между соседними числами натурального ряда; учить счёту до 7 и обратно; развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативные навыки общения, интерес к математике.

Цифра 8. Моя любимая игрушка.
Учить сравнивать по количеству и форме; познакомить с порядковыми отношениями: за, перед, между;
развивать навык счёта до 8 и обратно; воспитывать любовь к играм и игрушкам.
Декабрь
Арифметические задачи. Птицы.
Научить составлять арифметические задачи на сложение.

Геометрические фигуры. Лес и мир животных зимой.
Повторение счёта в пределах восьми развивать логическое мышление, произвольное и непроизвольное внимание, наблюдательность.

Счёт, сравнение, доказательства. Цифра 9. Транспорт.
Формировать знания о транспорте, познакомить детей с образованием числа 9 и с цифрой 9.

Счёт, сравнение. Наш город.
Закреплять счёт в пределах 9, учить сравнивать две группы предметов; учить рассказывать по картинке, расширить кругозор детей о родном городе.
Январь
Цифра ноль. Задачи на логику
Познакомить детей с числом и цифрой 0; учить выполнять вычисления с нулём; закреплять навык счёта в пределах первого десятка; формировать умения сравнивать группы предметов; развивать логическое мышление.

Арифметические задачи. Цифра 10. Почта
Закрепить знания по нумерации чисел от 1 до 9; познакомить детей с образованием числа 10 и с цифрой 10;
развивать сообразительность, внимание, самостоятельно; расширять кругозор детей, развивать интерес к профессиям людей.

Танграм. Инструменты.
Формировать знания об инструментах, профессиях строителей; учить конструированию, счету, правильно соотносить цифру с числом предметов; развивать память, мышление; воспитывать уважение к людям труда.
Февраль
Конструирование из геометрических фигур. Весёлый счёт. Стройка.
Закреплять знания о геометрических фигурах, повторить счёт в пределах десяти; формировать знания о профессиях строителей.

Ориентировка в пространстве Мир растений.
Учить ориентироваться в пространстве, развивать фантазию; повторить знание геометрических фигур, счёт.

Ориентировка в пространстве; составление и решение арифметических задач. Комнатные растения.
продолжать учить детей ориентировке в пространстве; развивать устойчивый интерес к познанию; развивать умение решать арифметические задачи; продолжать развивать эмоциональное восприятие природы.

Развивай воображение. Животные и их детёныши.
Учить составлять задачи на вычитание, развивать воображение; воспитывать любовь и заботу к животным
Март
Решение задач; счёт в пределах десяти. Весна в природе.
Развивать логическое мышление, речь, творческую активность детей; Закрепить счёт в пределах десяти.

Закрепление материала
Повторение и закрепление пройденного материала

Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Дни недели
Закрепить знание детей о последовательности дней недели; продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и воспитания однозначных чисел; формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку.

Прямой и обратный счёт. Сравнение предметов.

Отработка навыков прямого и обратного счёта; упражнение в составлении числа 10 из двух наименьших; формирование умений сравнивать предметы по толщине и высоте.
Апрель
Сравнение по количеству
Формировать умения сравнивать группы предметов путем составления пар; закреплять умения располагать предметы в порядке увеличения (уменьшения); сравнивать предметы по величине; вести счет предметов в пределах 10,развивать память, внимание, мышление; воспитывать трудолюбие.

Расположение объектов на плоскости и в пространстве
Сформировать представление детей о расположении объектов на плоскости и в пространстве(право – лево, верх – низ); закрепить счёт в пределах десяти.

Сравнение по количеству. Столько же. Больше. Меньше.
Продолжать учить сравнивать две группы предметов.

Решение задач и примеров.
Повторить счёт в пределах десяти; закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствовать навыки составления и решения задач.
Май
Измерение. Мир профессий.
Формировать знания о длине, ширине, учить измерять линейкой; расширить кругозор детей о профессиях людей.

Обобщающее.
Продолжать учить сравнивать числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
Развивать пространственную ориентировку и глазомер. Упражнять в сравнении предметов по высоте. Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду. Упражнять в решении задач, закреплять умение делить предмет на 2 и 4 равные части.

Обобщающее.
Закрепить умение детей считать в обратном порядке от любого числа в пределах 10, продолжать учить называть последующее и предыдущее число, закрепить представление о времени (сутках, неделе, месяце, годе); научить детей сравнивать фигуры по площади с помощью условной мерки; развивать логическое мышление детей (задачи на сообразительность); закрепить умение правильно называть геометрические фигуры. Определять их место нахождение на листе (слева, справа).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector