В мире профессий

Автор: Юрская Ирина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДС»Берёзка»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область

Тема: В мире профессий

Опубликовано: 17.01.2017 07:26

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« детский сад «Берёзка»

Педагогический проект
Тема:

«В мире профессий»
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых.

Подготовили педагоги:
Долик С.В.
Юрская И.Н.

Город Новый Нренгой
2017год

Педагогический проект
Вид проекта: познавательный, информационный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

I. Целеполагание:
Главным в формировании у ребенка стремления к трудовой деятельности — знакомство с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных профессиях взрослых, о значении труда в жизни людей. Ребёнок повсюду: в детском саду, в семье, сталкивается с трудом взрослых, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми. Основной источник, питающий игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся ведущим видом его деятельности. Дети играют присваивая себе роли врача, продавцов, поваров, водителей и т.д. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения. Поэтому необходимо найти пути и формы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее удачные для влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём. Правильно отобрать содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.
Самым удачным является метод проекта, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Данный проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения поставленной проблемы и применять их на практике, он разработан на основе интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Основной целью данного проекта является:
ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах и общественной значимости для человека.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.

• Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

• Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный (накопление знаний).
1. Определение цели и задач проекта;
2. Разработка плана реализации проекта;
3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
5. Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
6. Прогнозирование результата.

II этап. Разработка проекта:
основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).
1. Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
2. Консультации по теме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых», «Влияние труда взрослых на развитие детей».
3. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
4. Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
5. Просмотр видеофильмов о людях на производстве.
6. Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
7. Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями. Для реализации задач нужно использовать технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование).
Приоритетом является включение здоровье сберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие).

III этап.
Выполнение проекта:

 Формы и методы реализации проекта
Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие 

1. Познавательные занятия и беседы
• «Из истории профессий»
• «Все работы хороши, выбирай на вкус»
•  «К дедушке на ферму»
• «Защитники России»
• «Библиотека»
• «Предметы – помощники»
• «Школа. Учитель»
• «Сельскохозяйственный труд»
• «Профессия космонавт» и др.
2.Дидактические игры:
• «Кому что нужно»,
• «Для чего нужен этот предмет?»,
•  «Умные машины»,
• «Хорошо — плохо», 
• «Кем я хочу стать?»,
• «От слова к слову»,
• ««Знаю все профессии»,
• «Собираемся на работу»,
• «Угадайте, что я делаю»».  
• «Кто знает больше профессий»
• «Произнеси правильно»
• «Добавь словечко»
• «Что сначала, что потом»
• «Что будет если…?»;
• « Машины на службе у людей разных профессий»;
• « Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадать»;
3. Настольные игры:
«Кем быть?», 
«Ассоциации», 
«Кому что нужно для работы?», 
«Знаем все профессии»,
Пазлы «Профессии», 
«Парочки» (по темам), 
«Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
«Профессии»
«Кому нужны инструменты»
«Собери картинку»
«Дорожные знаки»
Подвижные игры, Физкультминутки
 4.Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу (пожарная часть, школа)
5. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

Социально –коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры:
• « Почта»
• «Столовая»
• «Супермаркет»
• «Путешествие»
•  «Скорая помощь»
• «Школа»
• «Театр»
• «Ателье»
• «Библиотека»
• «Служба спасения »  
• «Транспорт»
• «Салон красоты»
• «Мы-строители»
• «Мы – пожарные»
2. Составление творческих рассказов:
• «Профессии моих родителей»
• «Кем я буду, когда вырасту большой»
3. Трудовое воспитание :
— Беседы о труде взрослых  в детском саду, целевые экскурсии в детском саду
— Трудовая деятельность на прогулке:
подметание дорожек,   сортировка выносного материала, развешивание кормушек на территории детского сада.
— Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.
— Хозяйственно – бытовой труд:
приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

Речевое развитие
1. Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-милиционер», К. И. Чуковский «Айболит», • «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер , В. Маяковский «Кем быть»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» , Дж. Родари «Какого цвета ремесла»; Эди Огнецвет «Строитель», Эди Огнецвет «Кто начинает день»; М. Манакова «Моя первая книга о профессиях»
«Пословицы и стихотворения о труде, о профессиях»
Б.Заходер «Повара», Н.Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», Б.Шергин «Длинная нитка-ленивая швея»,

2. Беседы с детьми
«Кем быть»
«Без труда не будет и плода»
«Кто не работает, тот не ест»
«За что говорят спасибо»
«Почему люди трудятся вместе»
3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»
4. Вечер загадок о профессиях.
5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях
6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Художественно-эстетическое развитие

• Рисование:
Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»;
«Кем я буду когда вырасту»;
«Мужские профессии»;

• Аппликация:
Коллективная работа:
«Повар»,
«Космонавт»
«Капитан дальнего плавания»

• Работа с раскрасками.

• Создание лейбука
«Профессии моих родителей»

5. Тематический досуг «Кем быть?»

Взаимодействие с родителями
• Консультации для родителей:
«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых», «Влияние труда взрослых на развитие детей». «Воспитываем культуру потребления с детства», «Трудовые обязанности дошкольника дома и в детском саду»,

• Папка – передвижка для родителей : «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка». Целью данной формы работы является включение родителей в проектную деятельность (активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение знакомства ребенка с их трудом. Знакомство с целью и задачами проекта, оказание родителями помощи в пополнении предметно-развивающей среды).
«Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с профессиями»

• Совместное создание презентаций о профессиях родителей, презентация проекта

IV Презентация проекта
• Презентация для педагогов ДОУ. Рекомендации для родителей в наглядной форме. 

• Открытый показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов по теме «Профессия учитель».

• Альбом «Профессия – пекарь». 
Выставка детских работ из соленого теста. 

• Выставки книг для детей.
Альбом «Профессия – библиотекарь».

• Альбом «Военные профессии». 
Фотовыставка «Наши папы – солдаты». 
Фотовыставка «Кем работают наши папы». 

• Альбом «Профессия – парикмахер». 
• Альбом «Детские прически». 

• Фотовыставка «Кем работают наши мамы».

•  Альбом «Космос и космонавты». 

• Освоение теоретических вопросов и методики работы по ознакомлению детей с профессиями.

• Организация различных форм и методов работы с детьми, а также поиск новых.

• Создание предметной развивающей среды, направленной на активизацию знаний детей об окружающем мире, знакомство с трудом взрослых и миром профессий.

• Создание лейбука «Профессии моих родителей»

• Встречи с людьми разных профессий.

Ожидаемые результаты.

Дети:

1.Формирование у детей осознания того, что труд – это по сути основа жизни.
2.Знакомство с представителями разных профессий, спецификой их работы.
3.Воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности.
4.Развитие трудовых способностей и навыков детей.
Родитель:
1. Проявление интереса родителей к работе педагога с детьми по данному проекту.
2.Включение в процесс сбора информации, наглядного материала. 3.Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников. 4.Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотовыставок.

Перспективы проекта. 
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально- эмоциональное средство приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Данный проект направлен на социализацию ребенка дошкольного возраста в окружающем мире. Поэтому, в следующем году мы хотим продолжить работу в этом направлении — знакомить детей с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр. 


Методическая литература

1. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» —
М: ТЦ Сфера, 2008.
2. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» — М: ТЦ Сфера, 2013.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения» — М: ТЦ Сфера, 2014.
4. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Профессии» — М. : Скрипторий 2004.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение 2008.
6. Удальцова Е.И. Дидактические игры для дошкольников — М.: Народная Асвета2006.

Видеопрезентации:

• «Мы идем через дорогу»;
• «ПДД для водителей»,
• «Пожарник вчера, сегодня, завтра»,
• «Разные профессии»,
• Видео ролик «Профессии разные нужны, профессии разные важны».
• «Древние профессии».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector