Лекторий для воспитателей «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Гумерова Ирина Николаевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Мальвина»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область

Тема: Лекторий для воспитателей «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Опубликовано: 18.01.2017 01:34

Получить свидетельство      Скачать материал


«Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников – неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных музыкально-дидактических игр позволяет сделать обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально — ритмическим движениям более интересным для детей, доступным, увлекательным. Игры помогают достичь того, что обучение пению становится более ярким, эмоционально окрашенным. Ветлугиной Н. А. намечены три типа дидактических игр: подвижные, хороводные, настольные; в основу их взят синтез музыки и движений, восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами.
Для каждой дидактической игры характерно иметь:
• обучающие задачи;
• содержание;
• правила.
Для того чтобы музыкально-дидактические игры вызывали у детей желание петь, выполнять музыкально-ритмические движения, они должны быть очень красиво оформлены, быть разнообразными. Роль преподавателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями детей, сохраняет творческий характер игровой деятельности.
С помощью музыкально-дидактических игр дети знакомятся с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений. Упражнения развивают мелодический слух, определение движения мелодии вверх – вниз, навык различения звуков по высоте, по длительности. При исполнении песни необходимо обращать внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на правильную передачу динамических оттенков, которые способствуют развитию восприятия звучания мелодии.
Игра «Музыкальный телефон» может помочь чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять песню.
Для закрепления знакомых песен используется игра «Волшебный волчок», в ней дети узнают песню по вступлению или припеву, которые исполняются педагогом на фортепиано, музыкальной фразе, спетой педагогом. Свои представления о песне, музыкальных произведениях дети передают в рисунках.
Распевки и попевки играют важную роль в развитии у детей слуха и ритма, они проводятся даже в качестве музыкально-дидактических игр. Это несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен. Пение один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступней детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр, благодаря словесному тексту. Хоровое пение объединяет детей, создает условие для их эмоционального музыкального общения. Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста успешно осуществляется с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений.
Для развития звуковысотного слуха, чувства ритма, различение коротких и долгих звуков используется игра «В лесу».
Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки поможет игра «Вертушка».
Программное содержание: развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, соотносить музыкальные и художественные образы.
Игра «Лесенка».
Программное содержание: различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Эта игра помогает развивать музыкальную память, соотносить свои действия с музыкой (движение руки) по слуховому восприятию, умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого.
Игра «Музыкальная карусель».
Программное содержание: развивать музыкальную память через темповый слух, по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить со своими движениями. Дети внимательно слушают мелодию, поют с изменением темпа музыки и движения в хороводе.
Игра «Определи по ритму».
Программное содержание: передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка: попевки «Петушок», «Андрей-воробей», «Тили-Бом».
Большое влияние на музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты и выразительны, доступны детям; это «Сорока», «Петушок», «Андрей-воробей», «Василек», «У кота-воркота» и д. р. ; эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Применение музыкально-дидактических игр для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста невозможно представить без использования музыкально-дидактических пособий. Все музыкально-дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.
Классификация музыкально-дидактических игр:
— на определение характера музыки;
— на развитие чувства ритма;
— на определение высоты звучания голоса;
— на определение высоты звуков;
— на развитие памяти и музыкального слуха;
— на закрепление знаний о движении мелодии вверх и вниз;
— на определение жанров музыки (танец, марш, песня) ;
— на развитие детского музыкального творчества.
Использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций – важное средство развития музыкальных способностей детей в процессе музыкальной деятельности. С помощью игры можно успешно приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как они вызывают интерес и желание участвовать в них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector