Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства

Автор: Ежова Марина Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №9 «Журавушка»

Населенный пункт: г. Урюпинск, Волгоградская область

Тема: Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства

Опубликовано: 18.01.2017 20:30

Получить свидетельство      Скачать материал


Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства.
Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. А качество напрямую зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Поэтому я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства».
Анализируя организацию работы с родителями, выявила ряд проблем:
— традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, информационные уголки) дают малый результат
— педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду
— незнание родителей истинной работы в детском саду
Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости?
Всего понемногу? Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Значит, нужны новые формы работы для сближения детей, родителей и педагогов.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др) заставляет искать новые формы.
Для скоординированности работы педагога и родителей я поставила перед собой необходимость решения следующих задач:
• Установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника
• Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей как фактор позитивного развития ребенка
• Объединить наши усилия для развития и воспитания детей
• Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях
• Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов
• Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество
И определила для себя этапы работы:
• Изучение литературы по данному вопросу
• Разработка новых интерактивных форм работы с родителями
• Реализация нетрадиционных форм работы с родителями
• Анализ результатов работы
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и выделить три группы родителей
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители –наблюдатели.
Используя характеристики этих групп, я стала использовать разнообразные формы взаимодействия для вовлечения в работу большей части семей.
• Непосредственно образовательная деятельность с участием родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ
Гость группы — при проведения занятия я включаю элемент беседы с родителями (ребёнок рассказывает гостью новое, вводит в круг своих интересов) приглашаем в игру. Заранее обговариваю и подготавливаю родителей, на занятие по художественной литературе пригласила маму для прочтения сказки. Подготовку к занятию начинаю задолго до мероприятия. Рассказываю родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель и необходимость проведения. На следующем этапе включаю родителей в работу (провести физминутку, игры различные, прочитать или рассказать сказку….)
• Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей
Например, на педсовете по здоровьесбережению члены Управляющего совета ДОУ участвовали в составлении примерного меню, которое вместе с медсестрой презентовали на заседании.
• Педагогическая ситуация.
Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон
Видя проблемы я задаю дискуссионный вопрос (например, вопрос «Наказываете вы своего ребенка?» может вызвать непонимание родителями проблемы, а вопрос «Как вы думаете нужно использовать физическое наказание?» это уже дискуссионный вопрос и мы вместе спокойно решаем ситуацию) Молодым родителям предлагаю посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, поиск решения удовлетворяет всех участников; учу родителей забывать, как бы стирать стрессовые ситуации. Такой метод подсказала психолог: закрыть глаза нарисовать негативную картину, произошедшую на работе, дома, в транспорте и «стереть ластиком». Так несколько раз. Стерли и спокойно забираете своего сорванца из детского сада. Чтобы не переносить на ребёнка. На родительских встречах совместно с родителями обыгрываем различные педситуации. Теперь уже темы для таких встреч предлагают сами родители в ящике для предложений.
• Посещение семей.
Первое посещение – знакомство с общими условиями семейного воспитания, (Дети приглашают в гости воспитателей, я ставлю в известность родителей «Сегодня Максим пригласил меня в гости», чтобы посещение было эффективным информирую родителей не только о времени посещения, но и его основной цели). В домашних условиях беседы с родителями бывают откровеннее, есть возможность выслушать мнение всех членов семь о воспитании ребенка, поиграть с детьми в их любимые игры в домашней обстановке. Узнаю ближе детские интересы. Посещаю долгоболеющих, передаю им рисунки, поделки от детей. У нас много матерей одиночек и я тактично приобщаю родителей группы помочь в материальном плане (оказание помощи в виде игрушек, книг, канцелярских принадлежностей, одежды…)
• Конференции родителей и педагогов ДОУ
Одно слово «конференция» настраивает на научно-деловое общение и позволяет родителям делиться своими идеями и проблемами, выслушать профессиональное мнение специалистов ДОУ и получить ответ на интересующие их вопросы. У нас проводилась конференция посвященная обучению грамоте. Эта тема заинтересовала родителей не случайно, т.к. дети пошли на подготовку в школу и требования школы немного шокировали наших родителей.
• Письменные формы общения.
Когда нехватка времени мешает нам с родителями встретиться лично, то должны помогать такие формы общения как брошюры, бюллетени, неформальные записки, доска объявлений. Но в своей практике я поняла, где можно достучаться до современных родителей – это соцсети. Вечером и очень поздно вечером все родители там! Поэтому я создала группу «Журавушка» в «Одноклассниках», «ВКонтакте». В группе есть различные рубрики, где родители узнают о детском саде, о мероприятиях, изменениях в программе, о достижениях группы. Есть рубрика «Доска объявлений» — информация для родителей о собраниях, встречах, заседаний семейного клуба. На форуме происходит виртуальное общение, где можно высказать свои предложения, пожелания, можно задать и обсудить различные проблемы, поделиться информацией, подборкой музыкальных сказок, музыкальных тем, мультфильмами и даже провести мастер-класс.
Традиционным стало проведение фестиваля домашнего театра. Родители и дети сами изготавливают различные виды театра, декорации к спектаклям, сочиняют сценарии и все вместе устраиваем представление. В этом месяце у нас будет старт песенного фестиваля. Надеемся, что тоже станет традиционным. Дети с родителями, бабушками, дедушками готовят песни на различную тематику. Родились даже авторские стихи, которые переложили на авторскую музыку.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Уже сейчас могу сказать, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада. Совместная работа сблизила меня с родителями, подружила многие семьи в нашей группе. У многих родителей открылись такие скрытые таланты, о которых они даже и не подозревали. Я в свою очередь лучше узнала семьи своих воспитанников, научилась понимать сильные и слабые стороны домашнего воспитания, теперь я знаю как им помочь, а иногда просто научить.
Проведя анализ работы с родителями, получились следующие результаты:
Группа
Семья
Всего родителей
Активисты
Исполнители
Наблюдатели
младшая
31
52
8%
27%
65%
средняя
32
54
27%
27%
46%
старшая
32
52
63%
30%
7%
подготовительная

По результатам анкетирования и мониторинга в группе увеличилось число родителей активистов и исполнителей, уменьшилось количество родителей наблюдателей.
Анализ результативности моего опыта показал:
• У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми
• Родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателем
• Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педситуаций, они стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания
• Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Хочу вам сказать, уважаемые коллеги, что понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь.
Апробация всего нового – дело трудное, я хочу пожелать, уважаемые коллеги, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения, но и с оглядкой на хорошо забытое старое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector