Развивающая образовательная среда в ДОУ по ФГОС

Автор: Карташова Наталья Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ ДС №10

Населенный пункт: п. Оленевод, Надеждинский район, Приморский край

Тема: Развивающая образовательная среда в ДОУ по ФГОС

Опубликовано: 19.01.2017 02:11

Получить свидетельство      Скачать материал


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО НА ОСНОВЕ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС
Как организовать образовательный процесс и создать развивающую образовательную среду в ДОУ, чтобы иметь возможность максимально развивать личность дошкольника? Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Основные принципы дошкольного образования (ФГОС):
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• Индивидуализация дошкольного образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество Организации с семьей;
• Приобщение детей к социокультурным нормам;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).
• возрасту и особенностям развития).
Программа ДО (ФГОС):
• направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
ФГОС ДО , предполагает осмысление педагогами двух ключевых идей развития ребенка:
индивидуализацию развития ,социализацию в обществе.

Индивидуализация обеспечивает полноценное развитие дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Считаю, что основными аспектами в решении этой задачи являются:
— Работа с помощью метода проектов;
— Оснащение предметно-развивающей среды (детей должны окружать только добрые «правильные» игрушки и игры)
— Приобщение детей к народной культуре;
— Теснейшая взаимосвязь с родителями.
Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие — это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. Эмоциональное развитие дошкольника — формирование умения управлять своими эмоциями. Социальное развитие — формирование умения выстраивать отношения с детьми и взрослыми, с обществом. Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности. Именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС. Концепция моей педагогической системы основана на интеграции календарно- тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения дошкольниками компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными. Определяется конечный прогнозируемый результат: что дошкольники будут знать, что будут уметь, в какой мере родители будут подключены к работе в проекте. Данная технология проектной деятельности удачно вписывается во ФГОС. Вся деятельность у дошкольников проходит в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль. Те знания, которые дети получают в течение дня в детском саду, в семье и социуме в игре закрепляются. Проект предполагает конкретную цель. Когда к этой цели воспитатели и родители совместно ведут дошкольников, используя всевозможные игры – результат в конце работы над проектом бывает. Игры и игрушки. Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность условий,
 оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольной организации.

Основная задача создания предметно-пространственной среды — обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка.
Предметно-пространственная среда должна: обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, развивать: уверенность в себе ,инициативность ,творческие способности, самостоятельность и ответственность ,умение принимать и осуществлять перемены ,умение критически мыслить ,умение осуществлять выбор ,умение ставить и решать задачи ;способствовать проявлению: творчества ,фантазии ,творчества, изобретательности Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде.
На чем необходимо акцентировать внимание в вопросах создания соответствующей развивающей среды ?
• создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
• диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
• подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
• обеспечение вариативности развивающей среды;
• обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
• организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Основные задачи образовательной среды в ДОУ:
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта
• Создавать условия для физического развития
• Создавать условия для творческого самовыражения
• Создавать условия для проявления познавательной активности детей
• Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
• Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Ребенок постоянно пребывает среди предметов, вещей, явлений, отношений, событий, фактов, ситуаций, которые и являются средой воспитания.
Среда в которой формируется человек, влияет на его характер, способности, отношения.
• Богатая воспитательная среда — обогащает ребенка
• Бедная воспитательная среда — обедняет ребенка.
• Порочная воспитательная среда – калечит ребенка
Среда влияет на путь развития личности ребенка, помогая или усложняя его возможности реализоваться и состоятся. Среда воспитания ребенка формирует качество жизни ребенка в будущем, ниже чего ребенок во взрослой жизни не захочет опускаться. Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения. Помещение группы целесообразно разделить на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры. Непременный спутник игры — игрушка. Серийная игрушка, с которой, к сожалению, имеет дело современный ребёнок, по сути дела является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, несвойственные традиционной игрушке. Серийная игрушка противостоит развивающей, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребёнка и его личностному и нравственно- духовному росту, конструктивной, многофункциональной (мяч, обруч, палка, шары, ленты на палочках, музыкальные инструменты). Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор тематических центров и материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети: делают выбор ,активно играют; используют материалы, которым можно найти более, чем одно применение;
работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора: материалов, областей познания Правильно сформированная предметно-пространственная среда управляет некоторыми индивидуальными сторонами личности :поддерживает ;порождает; предупреждает появление одних качеств и разрушает, не поддерживает другие.
Функции предметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна: иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Взаимосвязь с родителями. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п Будущее нашей страны и каждого из нас зависит как раз от молодежи. В связи с этим, считаю, что формировать личность ребенка необходимо в тесном контакте с его родителями, помогая им в воспитании детей. ФГОС нас на это и ориентирует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector