Использование нестандартного оборудования в организации спортивных игр детей дошкольного возраста

Автор: Соколова Ольга Васильевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 3»

Населенный пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

Тема: Использование нестандартного оборудования в организации спортивных игр детей дошкольного возраста

Опубликовано: 23.01.2017 07:43

Получить свидетельство      Скачать материал


О.В. Соколова
г. Усолье — Сибирское, МБДОУ «Детский сад №3»
«Использование нестандартного оборудования в организации спортивных игр детей дошкольного возраста»

Введение и актуальность
Исследования последних лет свидетельствует о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение имеет приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться физической культурой. Привлекает детей яркое, красивое и необычное (нестандартное) спортивное оборудование. Поэтому необходимо создать соответствующие условия в спортивном зале, что требует материальных вложений. А как известно, материальных вложений часто не хватает или они отсутствуют. Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей способствует созданию устойчивого интереса к двигательной деятельности, активному приобщению детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования способствует повышению уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Цель: Создание условий для развития двигательных способностей и физических качеств у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования.
Задачи физического развития можно решать с применением нестандартного оборудования, которое позволяет:
• повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Нестандартное спортивное оборудование – это оборудование, изготовленное своими руками из разного (бросового) материала, которое изготавливается и применяется в играх с учетом следующих принципов:
• Безопасности;
• Эффективности;
• Доступности;
• Соответствие возрасту;
• Практичности; 
6. Универсальности;
7. Эстетичности.

В результате подготовительной работы мы определили содержание физкультурно – оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с активным использованием нестандартного оборудования в спортивных и подвижных играх. Нестандартное оборудование используется в следующих формах и видах физкультурно – оздоровительной работы:
• утренняя гимнастика;
• спортивные и подвижные игры;
• физические упражнения во время прогулок;
• пальчиковая гимнастика;
• релаксация;
• различные виды массажа;
• профилактика плоскостопия;

• Утренняя гимнастика (ОРУ)
Утренняя гимнастика проходит в игровой форме по заданной теме, с использованием такого нестандартного оборудования, как «Волшебная шляпка». Утренняя гимнастика с использованием нестандартного оборудования – это хорошо знакомые детям ОРУ. Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того чтобы заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные движения и найти эмоциональный отклик у воспитанников, на первом занятии происходит знакомство с выбранным нестандартным пособием и разучивание комплекса упражнений, а на утренней гимнастике дети его уже совершенствуют, закрепляют.
• Спортивные и подвижные игры
Использование нестандартного оборудования помогает в спортивных и подвижных играх ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность выполнения естественных движений: ходьба, бег, прыжки, метание и т. д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение. Детям очень интересны такие игры, как:
• с бумагой «Самолеты», «Капитан», «Ловишки», «Кто дальше прыгнет»;
• с ленточками «Ловишки»;
• с бутылочками «Катание на лыжах», «Катание на коньках» и др.

• Спортивные праздники и развлечения
Благодаря яркому, многофункциональному и мобильному нестандартному оборудованию можно легко разнообразить детские спортивные праздники, соревнования, совместные праздники с родителями. На праздниках используется следующее нестандартное оборудование: пластиковые бутылки, которые превращались в коньки и мамы катались с большим удовольствием; шляпа с лентами, с помощью которой дети «катались» на «карусели».
• Пальчиковая гимнастика
Во время проведения пальчиковой гимнастики используются шарики и крышки от бутылок маленького размера, которые способствуют развитияю мелкой моторики.
• Релаксационные упражнения
В работе с детьми очень важно в конце каждого занятия использовать релаксацию и научить детей расслаблять все мышцы тела, но в дошкольном возрасте заинтересовать детей обычным способом очень трудно. Для проведения релаксационных упражнений также используется нестандартное оборудование, например: цветная бумага, бумажные цветочки, ленточки.
Заключение
Использование нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается как единственная и не подлежащая сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование профессионально и с пользой для здоровья ребёнка.
Использование нестандартного оборудования в организации спортивных играх детей дошкольного возраста, повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения упражнений, разнообразило физкультурно — оздоровительную работу, дети научились правильно играть в подвижные игры, увеличило объём двигательной активности, подняло эмоциональный настрой детей.

Список литературы

1.   Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983 г.

2.   Сирис П.З.,Кабачкова В.А. Профессионально производственная направленность физического воспитания дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001 г.

3.  Охлябин С. Д. У спортсменов рабочие руки. М., 2000 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector