Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Елшина Ольга Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 54»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Тема: Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 23.01.2017 10:29

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54»

Отчётная работа воспитателя старшего дошкольного возраста
на тему:
«Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила
воспитатель
Елшина Ольга Владимировна

2016 г._x000C_Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является взаимодействие детского сада с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Работая воспитателем, я, даже имея длительного стажа в педагогической деятельности, отметила для себя не достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков у старших дошкольников. Через коммуникацию, как известно, происходит развитие сознания и высших психических функций. Актуальность проблемы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня остается недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, иногда и непригодных для детской психики.
Я считаю, что основными важнейшими институтами социализации детей являются семья и дошкольное учреждение. Именно поэтому родителям и педагогам нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
В связи с этим целью своей работы я поставила: изучение роли и совместного сотрудничества семьи и детского сада в развитии коммуникативных навыков детей. В соответствии с целью определились следующие задачи:
• Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать систему образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков.

Уровень развития коммуникативных умений старших дошкольников определяется с учетом следующих показателей:
Высокий уровень коммуникативных умений: ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.
Средний уровень коммуникативных умений: ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.
Низкий уровень коммуникативных умений: ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Проводя наблюдения, беседы, игры с детьми старшего дошкольного возраста я отметила, что многие дети испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера, при распределении ролей в игре с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих), уровень развития коммуникативных навыков у большинства детей на среднем уровне.
Поэтому была необходима целенаправленная и планомерная работа на улучшение межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста и развития у них коммуникативных навыков.
В связи с этим первой моей задачей стало создание комфортной, эмоционально- благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира», расположенный в игровой зоне.
Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции.

Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием плаката с изображением различных эмоций.
Совместно с детьми, в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок».
На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем», игра «Свободное место», игра «Испорченный телефон», игра «Ручеек». Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка», « Скульпторы». Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их скованности.
Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; «Волшебное слово» В. Осеевой; ««Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.
В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение».
Однако, добиться хороших результатов, стало сложно без работы с родителями. Первым делом, совместно с коллегой Котовой Н.В., мы более ярко оформили стенд для родителей, на котором разместили и продолжаем размещать полезные консультации на различные темы, в то числе на темы: «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников». Достаточно часто мы организуем семейные выставки: Чудо — осень, Красавица-зима и т.д.
Также была создана «почта для родителей», как форма нетрадиционного взаимодействия детского сада с семьей.
Ведь зачастую, родитель, не может в открытой форме выразить свое мнение по какому-либо вопросу, затрудняется спросить совета. Использую данную «почту» можно избежать таких неловких моментов в общении родителя и воспитателя.

Активно практикуется такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми:
— приглашение родителей на открытые занятия
— привлечение их к участию в детских праздниках и досугах

Можно отметить, что родители активно вовлекаются в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывают о совместном отдыхе с родителями, посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечается заинтересованность родителей в данной теме, их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми. Многие проявляют значительный интерес к проблеме общения детей, спрашивают совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми, и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.
Таким образом, взаимодействие воспитателей и родителей и создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» благоприятно влияет на развитие коммуникативных навыков и умений у старших дошкольников и развитие хороших дружеских взаимоотношений между ними.
В дальнейшем планируется продолжать работу над улучшением межличностных отношений между сверстниками с помощью проектной деятельности, направленной на обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и развитие коммуникативных умений и навыков детей. Также задачами на будущее является.
• Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации для родителей для совершенствования образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Вместе нам не скучно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector