Новые методические подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ

Автор: Зезуль Валентина Семеновна

Должность: Инструктор-методист

Учреждение: МАДОУ №13

Населенный пункт: г. Томск, Томская область

Тема: Новые методические подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ

Опубликовано: 24.01.2017 06:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Новые методические подходы
в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ
Зезуль Валентина Семеновна-
инструктор- методист МАДОУ №13,
г. Томск.

Роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию.
За основу физического развития в нашем ДОУ мы используем программу Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников». Игровой, сказочный сценарий театрального действия вызывает у ребенка восприятие физических упражнений как чего-то интересного, необычного, привлекательного и ненавязчивого занятия.
Театр, сказка, игра оказывают существенное влияние на качество образовательного процесса и тем самым на общий результат, приближая ребенка к достижению целевых ориентиров, сформулированных во ФГОС.
Авторская программа содержит новые инновационные, методические подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ, которые во многом отличаются от традиционных.
Физическое развитие в данной программе — ярко инновационная образовательная область. Содержание и авторский эволюционный метод максимально отражают общие биологические, природные закономерности развития ребенка, обеспечивают возможность построения индивидуальной траектории физического развития для каждого ребенка, с учетом разброса возможностей у детей, находящихся в одном возрастном периоде.
Методика проведения занятий основана на восьми «золотых формулах» двигательного развития ребенка.
Одна из авторских заповедей гласит: физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали. Весь учебный год мы делим на три календарных цикла.
Первый цикл — осенний (сентябрь, октябрь, ноябрь)- подготовительный, в данном цикле закладывается фундамент будущих успешных результатов в основных движениях.
Второй цикл – зимний (декабрь, январь, февраль)- подводящий, где мы детей подводим к максимальной физической результативности.
Третий цикл — весенний (март, апрель, май)- основной. Здесь, на финише учебного года, дети должны продемонстрировать свои лучшие результаты во всех основных движениях.
В каждом цикле педагог с детьми проходит восемь основных двигательных режимов, которые и составляют основу физического воспитания дошкольников: «лежачий», «ползательный», «сидячий», «стоячий», «ходьбовый», «лазательный», «беговой» и «прыжковый».
В своей деятельности основываемся на следующие основные принципы планирования физического воспитания:
1. Количественный
2. Качественный
3. Принцип повторности
4. Возрастной принцип
5. Календарный
6. Внутрицикловой
7. Принцип «павлиньего хвоста»

Сформированный в течение учебного года двигательный навык срабатывает в самых разнообразных жизненных ситуациях, которые педагог целенаправленно моделирует в летнем периоде в процессе различной двигательно-игровой деятельности.
Частные принципы физического воспитания детей уже давно существуют в жизни — они выработаны самой природой! В идеале педагогические методики должны базироваться на более общих биологических закономерностях. Таким образом, была сформулирована и основная педагогическая заповедь – «Следуй логике природы!», из которой вытекают восемь золотых формул двигательного развития детей, которые являются методическим фундаментом нового подхода к физическому воспитанию дошкольников.
Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражнения из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам ( как наиболее сложным, трудным, ударно-гравитационным движениям.)
Такая последовательность чередования основных движений предложена не случайно. Природа-мать уже отобрала оптимальную последовательность становления двигательных функций ребенка- ее демонстрируют младенцы в течение первого года жизни: лежание-ползание-сидение-вставание-стояние-ходьба-лазание-бег-прыжки. Вот почему необходимо положить в основу всех разрабатываемых программ именно такую методическую последовательность формирования основных движений у детей дошкольного возраста. Данный эволюционный метод должен стать основополагающим в теории и методике физического воспитания детей, в разработке программ и перспективного планирования.
Более совершенной методики физического воспитания, чем та, которую вручила сама природа, не существует! В предлагаемой методике образовательную деятельность по физическому воспитанию рекомендуется проводить в стиле «эволюционного ролика».
При традиционном же проведении занятий по физической культуре все происходит с точностью до наоборот: вначале проводятся построения, перестроения, разновидности ходьбы, бег, после чего в основной части дети могут упражняться в положении сидя, ползают различными способами и выполняют физические упражнения в положении лежа.
Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз ( с минимальной высотой общего центра масс над опорой) с постепенным увеличением нагрузки к максимально высокой в данном положении позе.
В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение и наоборот, чем выше общий центр масс над опорой, тем сложнее данное упражнение. Наглядно можно рассмотреть на примере ползания: начинать упражняться нужно с позы на низких четвереньках ( с опорой на локти и колени), далее продолжать тренинг в позе на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени), затем переходить к высоким четверенькам (на ладонях и стопах) и, наконец, заканчивать бегом и прыжками на высоких четвереньках, когда высота общего центра масс над опорой достигает своего максимума.
Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении разумно начинать упражняться из позы эмбриона (позы группировки) с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей.
Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой(шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища, потом тазового пояса и нижние конечности; и , наконец, все вместе взятое, в таких глобальных двигательных проявлениях, как ходьба, лазание, бег и прыжки.
Более просто и понятно это правило можно сформулировать так: в каком бы положении ни находился ребенок, движения должны выполняться по направлению «от темечка — к пяткам».
Пятая золотая формула двигательного развития дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка(руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, в близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы(локтевые, коленные) и ,наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).
Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и , наоборот, чем выше положение тела занимающегося, тем более характерными для него должны стать относительно быстрые движения (в стиле скачущего коня).
Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальнее положение тела человека, тем более естественен для него расслабленный режим упражнений ( напоминающий брошенную на пол веревку) и , наоборот, чем выше и вертикальнее положение тела относительно опоры, тем более напряженным должен стать режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну).
Другими словами, горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (расслабляющими), в то время как вертикальные положения по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения.
Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения. (Рис. 3)
Исходя из данной формулы, не следует делать с детьми очень быстрых движений туловищем, а также в плечевых и тазобедренных суставах, особенно прямыми конечностями. Это – неестественный режим движений, а значит, он не несет максимальной пользы организму ребенка.
Подведем некоторые итоги: в своей педагогической деятельности инструктору по физическому воспитанию рекомендуется следовать логике природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики на более глобальных законах биологического развития ребенка. Представленный выше научно-методический базис позволит в корне изменить всю систему физического воспитания у детей, а также методологию коррекции имеющихся у них двигательных нарушений.

Литература
1. Авторский коллектив под ред. О.Л.Соболевой. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Дрофа»,2014
2. Ефименко Н.Н.Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве, ОО «Дрофа»,2014
3. Ефименко Н.Н., Беседа В.В.Малый театр физического воспитания и оздоровления детей первых трех лет жизни. ПТ «Нюанс» г.Таганрог,2005
4. Ефименко Н.Н., Мога Н.Д. Программа «Адаптивное физическое воспитание и оздоровление дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата», Одесса, 2013

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector