Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

Автор: Зайпина Алсу Зиннуровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 341 с татарским языком воспитания и обучения»

Населенный пункт: г. Казань, Республика Татарстан

Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

Опубликовано: 26.01.2017 21:44

Получить свидетельство      Скачать материал


Зайпина Алсу Зиннуровна . Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 341 с татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г.Казани Республика Татарстан.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края.

Любовь к природе — это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Родина – такое маленькое слово! Произнося его, мы часто не задумываемся, каким огромным оно является.
«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется
той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».
К.Д.Ушинский.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Ознакомление дошкольников с родной природой — первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко — с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа — тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое. Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, что является составной частью патриотических чувств дошкольников. Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своему Отечеству. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача: организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости; большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому. Начав работать в данном направлении, мы поставили перед собой задачу – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, труд людей, улица, традиции, общественные события. На экскурсии дети получают знания о родном городе, обогащают о труде людей, их жизни. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. Наша природа не экзотическая, в ней нет изобилия форм и красок, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье озимых и яровых хлебов, в перелесках и оврагах, в горизонте, окаймленном невысокими спокойными холмами; в ее шелковистых лугах, в лесах с вековыми дубами и с душистым хвойным настоем сосновых боров и далях.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цели этой работы:
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
— воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; — воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе; — учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках; — знакомить с лекарственными растениями родного края;
— знакомить с «Красной книгой» родного края (растения и животные)..Я составила свой план знакомства детей с близким природным окружением: — река;
— городская роща;
— сквер;
— каток;
— деревья и кустарники участка;
— цветы на клумбах;
— труд человека;
— звери в лесу;
— птицы;
— насекомые;
— ягоды и грибы;
— луговые и полевые цветы;
— огород (овощи и фрукты);
— лекарственные растения;
— ядовитые растения и животные;
— редкие растения из « Красной книги»;
— правила поведения в природе.
В процессе работы я продумала формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Я решила, что буду использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, в лес. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое .Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми. На экскурсии дети получают знания о родном городе, обогащают о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей. В программе нашего сада предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение — ознакомление с трудом взрослых, с объектами ближнего окружения (школа, библиотека, магазин,и т.д.). Так же большое место отведено знакомству детей с природой и родным городом
Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем мы с детьми старшей группы наблюдали пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек. Рассматривали жука — водомерку, мальков рыб. Дети очень любят прогулки на луг, в рощу. Прогулка сопровождается радостным настроением от разнообразных цветов, травы, солнца. Учила собирать цветы, составлять букеты. Дети рассматривали и запоминали названия цветов.
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектом, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Мы отмечаем, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.
Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые хорошо и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа.
Вывод:
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.
Речь детей стала более гибкой и связной.
Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.
В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, деревьев, кустарников, насекомых, птиц и животных.

Литература:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
 2. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.
3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.
5. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
7. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector