Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Страна Игралия»

Автор: Покатова Татьяна Аркадьевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МА ДОУ г.Нижневартовск ДС №4 «Сказка»

Населенный пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область

Тема: Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Страна Игралия»

Опубликовано: 27.01.2017 17:46

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский сад №4 «Сказка»

Дополнительная
образовательная программа
физкультурно-оздоровительной направленности
«Малыши-крепыши»
детей 3-7 лет

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1.Пояснительная записка
2
2.Содержательная часть
6
2.1. «Страна Игралия»
6
2.1.1.Календарное планирование игровых занятий по блоку « Страна Игралия»
7
3.Список литературы
10

Пояснительная записка

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольников.
Актуальность программы заключается в физкультурно-оздоровительном развитии дошкольников, воспитании потребности в здоровом образе жизни, формировании личности дошкольников.
Цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
1.Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к здоровому образу жизни.
2. Поддержка здоровья детей.
3. Удовлетворение потребности детского организма в движении.
4. Снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению.
5. Развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости.
6. Развитие глазомера и силы рук и туловища.
7. Совершенствование физических качеств дошкольников.
Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности, реализуемая в рамках кружка «Страна Игралия», рассчитана на возраст детей от 3 до 4 лет, включает 1 блок и допускает включение ребёнка в оздоровительную деятельность на любом её этапе.
Блок – «Страна Игралия» – подразумевает использование подвижных игр и реализуется с детьми 3-4 лет.
Блок – «Страна Игралия».
Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Кроме того, с помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально-волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит их ориентироваться в пространстве.
От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально-волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ.
Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений, а повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Целью данного блока является повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр.
Задачи:
-удовлетворение потребности детского организма в движениях;
-снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;
-развитие глазомера и силы рук;
-укрепление у детей силы мышц рук и туловища.

Программа построена на общепринятых педагогических принципах.

Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно с медицинской сестрой.
Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание детьми новых движений, основанных на использовании их двигательного опыта.
Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается детьми при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Учебный план кружка «Малыши-крепыши»

Блок
Количество занятий

в неделю
в месяц
в год
«Страна Игралия» для детей 3-4 лет
(с 1.09. по 29.05.)
1
4
(октябрь, апрель – 5
январь -3)

37

 Содержательная часть
 
Содержание первого блока – «Страна Игралия»

Игры и игровые упражнения с бегом. Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу — возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
2-я младшая группа: «Не боимся мы кота», «У медведя во бору», «Самолёты», «Солнышко и дождик», «Наперегонки», «Догони обруч», «Схвати змею за хвост» и др.
Средняя группа: «Бег с препятствиями», «Попробуй догони», «Гуси—лебеди», «Морская фигура», «Весёлые ребята», «Перемена местами», «Коршун и наседка», «Поймай дракона за хвост».
Игры и игровые упражнения с прыжками. Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
2-я младшая группа: «Допрыгни до мяча», «Кто выше», «Прыжки на одной ноге», «Попрыгунчики», «Кто быстрее». «Переселение лягушек», «Поймай комара», «Поймай снежинку», «Лягушки».
Средняя группа: «Прыжки с мячом», «Прыжки по кочкам», «Точно в круг», «Цапля», «Скачи за мной», «Поймай лягушку», «Зайцы и волк».
Игры и игровые упражнения на метание. Улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук: «Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови — бросай», «Сбей кеглю».
Игры и игровые упражнения на равновесие. Они являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений — научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать («По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком»).
Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве. В процессе данных действий у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве: «Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
Игровые упражнения в ползании и лазанье. Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, формируют правильную осанку, укрепляют мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и   мелких мышц рук, предплечья и спины («Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке»).

Календарное планирование игровых занятий по блоку «Игралия»

Сентябрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Догони мяч», «Солнышко и дождик»
«По ровненькой дорожке», «Поезд»
«Солнышко и дождик», «Найди свой домик»
«Бегите ко мне», «Наседка и цыплята»
Средняя группа
«Не пропусти мяч», «Автомобили»
«Автомобили», «Прокати обруч»
«Не пропусти мяч»,
«Пробеги тихо»
«Перебрось-поймай»
«Вдоль дорожки»

Октябрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
2 младшая группа
«Не боимся мы кота», «Обойди прыжками»
«Докати мяч», «Птички и кошка»
«Схвати змею за хвост»,
«Поймай комара»
«Самолёты», «Прыгуны»
«Через ручеёк», «Попади в обруч»
Средняя группа
«Птицы в клетке»,
«Не задень»
«Найди себе пару»
«Бег с препятствиями
«Цветные автомобили»
«Морская фигура»,
«Скачи за мной»
«Коршун и наседка»,
«Мяч на лопатке»

Ноябрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Кто дальше бросит», «Карусель»
«Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер»
«Лошадки»,
«Где звенит колокольчик?»
«У медведя во бору», «Угадай кто кричит»
Средняя группа
«Преодолей полосу препятствий», «Кто быстрее»
«Не попадайся», «Дружная семейка»
«Перемена местами»,
«Коршун и наседка»
«Огуречик, огуречик», «Воробышки и кот»

Декабрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Найди свой домик», «Поймай снежинку»
«Игра с мячом»
«По кочкам через болото»,
«Птички в гнёздышках»
«Кто дальше бросит», «Карусель»
«Где спрятано», «Попади в цель»
Средняя группа
«Ручеёк»,
«Прыжки по кочкам»
«Лиса в курятнике»
«Ловишки»,
«Кто ушёл?»
«Лиса и куры»,
«Сбей кеглю»
«Цветные автомобили»

Январь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
2 младшая группе
«Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль»
«Прокати мяч и догони его», «Прыжки из обруча в обруч»,
«Найди свой домик»
«Поезд»,
«Беги ко мне», «Жуки», «Котята»
Средняя группа
«Кто дальше», «Снежная карусель», «Прокати мяч по дорожке»
«Кролики», «Весёлые снежинки» «Катание на санках друг друга»
«Снежинки-пушинки»,
«Прыжки по кочкам»

Февраль

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Наседка и цыплята»
«Кролики»
«Поймай снежинку», «Найди вой цвет»
«Лягушки», «Добеги до кегли»
«Трамвай», «Птички и птенчики»
Средняя группа
«Пролезание через обруч»,
«У медведя во бору»
«Метелица», «Добрось до кегли», «Лиса в курятнике»
«Бег с препятствиями», «Мяч соседу»
«Тоннель», «Зайцы и волк»

Март

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке»
«Найди свой цвет», «Трамвай»
«Цапля и лягушата»
«Наседка и цыплята», «Схвати змею за хвост»
«Найди свой домик», «Птички в домиках»
Средняя группа
«Сбей предмет», «Ловушка»
«Подбрось-поймай», «Прокати-не задень»
«Выше ножки от земли»,
«Перемена местами»
«Бегом по дорожке», «Котята и щенята»

Апрель

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
2 младшая группа
«Воробышки и кот»,
«Сбей кеглю»
«Снежная карусель»,
«Кто быстрее допрыгнет до…»
«Поймай комара», «Лягушка», «Найди свой цвет»
«Где цыплёнок?», «Кролики»
«Найди свой цвет»
«По ровненькой дорожке»
Средняя группа
«Прокати и поймай обруч»,
«Сбей кеглю»
«Угадай кто позвал?»,
«Бег по дорожке»
«Жмурки», «Перепрыгни и не задень»
«Успей поймать», «Догони свою пару»
«Перемена местами» «Подбрось-поймай»

Май
Возрастная группа
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 младшая группа
«Найди свой цвет»,
«Наседка и цыплята»
«Трамвай»
«Мы топали ногами»
«Солнышко и дождик», «Путешествие поездом»
«По ровненькой дорожке», «Кролики»
Средняя группа
«Достань до мяча», «Перепрыгни через ручей»
«Кто не уронит», «Самолёты»
«Подбрось-поймай»,
«Сбей кеглю»
«Угадай кто позвал?», «Совушка-сова»

Примерный перечень игр, используемых на занятиях:

«Наседка и цыплята»
Цель: учить подлезать под верёвочку не задевая её; быть осторожным и внимательным, действовать по сигналу, не толкать друг друга.
Ход игры: верёвочка натянута между стенами зала или стульями — это дом цыплят и наседки. Мама наседка выходит из дома и ищет зёрнышки, находит и зовёт цыплят: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко цыплятки ко мне!» цыплята подлезают по верёвочку и бегут к своей маме. Ищут зёрнышки, прыгают, веселятся. По сигналу «Большая птица» дети убегают (подлезают) в свой домик не наталкиваясь друг на друга. 

«Жмурки»
Цель: учить детей радоваться, веселиться, двигаться тихо, осторожно.
Ход игры: Воспитатель в любой роли (снеговик) завязывает глаза шарфом или косынкой. Дети тихо расходятся по залу. Воспитатель (снеговик) пытается их найти. «Где же наши детки?» — дети смеются, убегают, стараются убежать тихо, осторожно.

«Мышки и кот»
Цель: учить мягко прыгать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от кота, находить своё место не толкаясь.
Ход игры: Дети прыгают, веселятся, недалеко в стороне сидит кот, он спит. По сигналу воспитателя кот просыпается, потягивается. Произносит: «МЯУ!» и бежит ловить мышек, они убегают. Пойманных мышек кот отводит к себе.

«Зайка серенький сидит»
Цель: Учить прыгать на двух ногах на месте, развивать ритмичность движений.
Ход игры: Дети, в шапочках зайчат, играют по всему залу или игровой комнаты. Произнося слова вместе с воспитателем, выполняют движения.
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал! Зайка прыг… и убежал! 

Список литературы

1. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
2. Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
3. Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми  4-5 и 3-4 лет»,
4. Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».
5. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Физкультура и спорт, 2000
6. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2001
7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство ПРЕСС, 2008
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогических вузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2004
9. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Игры и тренинги. – М. Издательство ГНОМ и Д, 2004
9. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. М.: Статут, 2000

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector