Конспект НОД составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Автор: Никульчева Людмила Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ д/с № 10 «Берёзка»

Населенный пункт: х. Щеглов, Ростовская область

Тема: Конспект НОД составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Опубликовано: 29.01.2017 11:09

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:
— учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
— учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание
внимательно её рассказывать;
— развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические
чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного
восприятия весенней природы;
— воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно
понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать
изображённое;
— составлять и использовать в речи распространенные предложения с однородными
определениями, сказуемыми, другими членами предложения.

Материал: репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели», магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», птички на ниточках, мяч, портрет художника А.К. Саврасова, н/и «Времена года», цветы.

Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
-слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года»
-заучивание стихов о весне.

Ход НОД:
Дети входят в зал.

Вос-ль: Здравствуйте, мои друзья
Встрече с вами рада я.
И сейчас, ребята, дружно
Поздороваться нам нужно.
(Дети кладут ладошки на ладонь воспитателя, а воспитатель второй рукой накрывает детские руки, все хором говорят: «Здравствуйте!» раскачивая руки, убирают.

Вос-ль: А теперь повернитесь, поздоровайтесь с гостями и подарите им своё приветствие.

Вос-ль: Ребята, отгадайте загадку:
Тает снег, ожил ручей
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
Ребята, назовите весенние месяцы по порядку.
С чего начинается весна?
Назовите приметы наступающей весны.
Какая из примет самая главная?
А вы знаете стихи о весне?
Дети читают стихи о весне.
Вос-ль: послушайте ещё одно стихотворение А.Плещеева «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная глазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освободились от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой птицы. (Звучат голоса птиц). Вот вы услышали голоса птиц, которые весной возвращаются домой. Назовите их. Ребята, посмотрите вверх -это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав тёплый весенний ветерок. Ребята, вы узнали этих птиц? Назовите их (ответы детей). Правильно, это грачи. Они прилетают раньше других птиц. А теперь давайте поиграем: Я буду читать текст с пропуском слов- названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице идёт речь.
-Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся…(воробьи)
-На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые…(сороки)
-На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-чёрные с белыми носами… (грачи)
-Путь проделав длинный
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
А какие из этих птиц зимующие, а какие перелётные?
Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Динамическая пауза с мячом.
«Весенние слова»
Я назову слово, брошу мяч, а вы поймайте и ответьте на вопрос какое.
— Небо (голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное)
— Солнце (яркое, золотое, теплое, ласковое)
— Капель (весенняя, звонкая, прозрачная, холодная)
— День (холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий)
— Листочки (первые, молодые, зелёные, клейкие)
— Птицы (перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие)
— Облака (белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу)
Молодцы, как много весенних слов вы подобрали. Они нам сегодня пригодятся.
Ребята, посмотрите пожалуйста, это портрет замечательного художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Он написал много картин о природе. И сегодня я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины «Грачи прилетели», которая стала вершиной его творчества.
Беседа по репродукции.
Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» художник?
Докажите, что это весна.
Какая это весна — ранняя или поздняя?
Найдите в картине приметы ранней весны.
Посмотрите на землю, что мы видим?
(Земля ещё покрыта снегом
Земля ещё покрыта мокрым снегом
Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом
Кое-где видны проталины
Кое-где уже видны чёрные проталины).
Расскажите о берёзах на переднем плане картины.
(Впереди согнулись старые берёзы
Впереди согнулись три старые корявые берёзы)
Что изображено справа?
(Справа стоят тонкие берёзы
Справа нарисованы молодые тонкие высокие берёзы)
Что происходит на берёзах?
(На берёзах хозяйничают грачи
На берёзах хозяйничают и громко кричат грачи
На берёзах хозяйничают, громко кричат и устраивают гнёзда грачи)
Что виднеется вдали за берёзами?
(За берёзами виднеются постройки
За берёзами виднеются деревянные постройки
За берёзами виднеются старые деревянные постройки
За деревянной постройкой виднеется собор
За деревянной постройкой белокаменный собор
За деревянной постройкой белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)
А теперь посмотрите на небо. Какое оно?
(Небо затянуто тучами
По небу плывут белые пушистые облака
На небе бело-голубые пушистые облака)
Ребята, посмотрите пожалуйста, есть ли на картине солнце
(Солнце скрылось за облаками
Чуть- чуть просвечивается сквозь облака
Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака)
Раздается стук в дверь.
Вос-ль: Ой, ребята, кто-то к нам пришёл. А чтобы узнать, кто к нам пришёл, нужно отгадать загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт.
Весна: Молодцы, ребята, вы меня узнали. А я к вам пришла не с пустыми руками. Скажите, какие времена года вы знаете.
А у меня есть для вас игра «Времена года», картинки поломались, нужно их сложить и определить, к какому времени года относится картинка.
Молодцы, все справились с заданием и получите от меня весенние цветочки.
А еще у меня есть игра «Закончи предложение»
— Из-за туч вышло золотое….(солнце)
— Подул тёплый, весенний….(ветерок)
— На деревьях появились первые…(листочки)
— Зазвенела весенняя….(капель)
— Прилетели первые…(птицы)

Весна: Ой, какая красивая картина! Ребята, скажите, как она называется. Кто её написал?
(Ответы детей).
Вос-ль: Весна, мы с ребятами рассмотрели картину. А хочешь послушать рассказы детей?
Вос-ль: Ребята, рассказ нужно начать с названия картины и её автора. Рассказать о времени года, о земле и о снеге, о берёзах и о крикливых грачах, о солнце и о небе.
Дети составляют рассказы.
Весна: Ой, ребята, какие замечательные рассказы у вас получились! Какие вы молодцы!
Вос-ль: ребята, вы запомнили свои рассказы, давайте пройдём в группу и запишем свои рассказы в наш альбом. А дома вы нарисуете картину «Пришла весна».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector