Конспект по развитию речи «Шестиногие малыши»

Автор: Морозова Екатерина Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБДОУ № 82 детский сад Фрунзенского района

Населенный пункт: г. Санкт -Петербург

Тема: Конспект по развитию речи «Шестиногие малыши»

Опубликовано: 01.02.2017 15:25

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект по развитию речи «Шестиногие малыши».

Совершенствовать навык звукового анализа слов
Развивать логическое мышление.
Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием предлогов

Мы оказались на лесной поляне, здесь огромное количество насекомых и они тоже ходят в школу, только в лесную. Учитель жук задал им задания, но они все перепутали и не знают, кому, что нужно делать. Давайте им поможем.
Сначала нужно составить звуковые схемы слов оса, муравей, муха, шмель, комар, бабочка.
• Теперь возьмите конверты. Первое задание для осы:
Скажи наоборот.
Комар злой, а бабочка, … – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а паук… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.
Майский жук большой, божья коровка …маленькая.
У мухи крылья короткие, у стрекозы…длинные.
У жука усы толстые, у бабочки…тонкие.
У шмеля спина широкая, у комара…узкая.

• Со вторым заданием никак не может справиться муравей.
Разложи в обручи. В первый всех насекомых, во второй всех птиц, а в третий всех зеленых.

• Господин учитель Жук придумал для мухи загадки, попробуйте их отгадать.

• Шмель никак не может рассказать в школе, что умеют делать насекомые. Вставайте в круг и друг за другом назовите по одному действию.
Подбери слово
летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

• А комару выпало не легкое задание, ему нужно составить предложения по опорным картинкам с короткими словами.

• Наша красавица бабочка будет задавать вам вопросы.

Муха в баню прилетела, 
Попариться захотела.
Таракан дрова рубил, 
Мухе баню затопил.
А мохнатая пчела 
Ей мочалку принесла.
Муха мылась, 
Муха мылась, 
Муха парилася, 
Да свалилась, 
Покатилась 
И ударилася.
Ребро вывихнула, 
Плечо вывернула.
«Эй, мураша-муравей, 
Позови-ка лекарей!» 
Кузнечики приходили, 
Муху каплями поили.
Стала муха, как была, 
Хороша и весела.

Информация для родителей.
Тема: «Лес. Грибы»

1. Побеседуйте с ребёнком о том, что можно приготовить из грибов.

Грибы, сваренные в кастрюле – вареные грибы.
Грибы, пожаренные на сковороде – жареные грибы.
Грибы, находящиеся в морозильнике – замороженные грибы.
Грибы, которые сушили – сушеные грибы.
Грибы, которые засолили – соленые грибы.
Грибы, которые замариновали – маринованные грибы.

2. Для переработки грибов нужны разные предметы. Подбери и назови как можно больше слов-действий, что можно делать с грибами?
Ножом грибы срезают, чистят, разрезают… и  т. д.

3.   Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы:
— Что растёт в лесу?
— Где растут грибы?
— Какие грибы ты знаешь?
— Что готовят из грибов?

4. Упражнение «Скажи наоборот»:
Рыжик съедобный, а мухомор —  несъедобный (ядовитый);
У белого гриба толстая ножка, а у подосиновика — тонкая;
Опёнок маленький, а боровик —  большой.

5. Упражнение «Один – много»: 
гриб — грибы, подберезовик — …, шляпка — …, мухомор –…, лисичка — …, пень — …

6. Помогите ребенку составить рассказы — описания об одном из грибов по плану.
— Как называется гриб?
— Он съедобный или несъедобный?
— Как выглядит ножка гриба?
— Какая у него шляпка?
— Что можно из него приготовить?

7. разучите скороговорки:

У пеньков опять пять опят
Да пять подберезовиков.

У пеньков опять пять опят
Нашли пять ребят.

Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!

8. выучите считалку.

Раз – волнушка,
Два – волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
— раз – волнушка, два волнушка,
Ждет вас новая кадушка:
Начинаем новый кон,
А поганки, выйди вон!

В гостях у Хозяюшки.
Программное содержание. познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.
Ход занятия:
У входа в русскую избу детей встречает воспитатель в русском народном костюме (Хозяюшка).
Х. «Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют»…
Звучит русская народная песня.
Х. А знаете, почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и стены, и посуда. Наша изба встречает нас красивыми деревянными воротами.
Приглашает детей в избу, произносит пословицы:
«Домом жить – не лукошко шить».
«Домом жить – не развеся уши ходить».
«Домом жить – обо всем тужить».
Х. объясните, о чем говорят эти пословицы? Подводим итог всего сказанного.
Х. – А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. Или могли сделать вот такой комод, отделанный витыми деревянными планками. А вот на таком деревянном ткацком станке долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половинки для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.
А о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?
«Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком».
Х. – Вы правильно догадались – это расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он, он тоже деревянный. На что он похож?
Х. – Давай-те перейдем к следующим экспонатам. Здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумывали и про них загадки:
«Двенадцать деревянных коней
Одним поводом веду».
(грабли).
«Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает».
(коса).

«Кто берет сено
Тремя зубами».
(Вилы)
Воспитатель. Наша Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она подает, она прибирает,
Одним-одна за все отвечает.
Х. Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Обращается к печке:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
Печка:
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте –
Пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Х. разливает чай и говорит: «Чай пить – не дрова рубить».
Дети пьют чай с пирогами. Благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола.
Мальчик: Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем!..
Х. развесили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (стол).
Понравилось ли вам у меня, гости дорогие?
Воспитатель. Красны девицы да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Спасибо вам, Хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.
Наша добрая матрешка.
Программное содержание: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России; познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрешкой.

Ход занятия:
Воспитатель:
На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Начнем знакомство с народным творчеством с самой знакомой и близкой для вас игрушки. Отгадайте загадку и скажите о какой игрушке пойдет речь:
«Кого мы сначала пополам ломаем,
А потом играем?»
Конечно, это всем известная матрешка.
Делают матрешек из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остается – липа. Мастерили матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше… иногда число таких матрешек превышает пятьдесят. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Затем перышками и кисточками начинали их разрисовывать. Делали матрешек в разных деревнях и расписывали их по-разному. У матрешек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ.
Есть в России село под названием Полховский Майдан. Вокруг села раскинулись леса и поля, и лесов больше, чем полей. И все они светлые и просторные, дремучих нет. Лес трогать нельзя, его рубят только в особо отведенных местах.
За каждым домом в огороде обязательно стоит еще маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня.
Внутри все в белой пушистой деревянной пыли. Под ногами толстый пружинистый слой слежавшихся стружек. Медово пахнет липой. Везде развешан столярный инструмент, а у окна – большой верстак и прилаженный к нему токарный станок. Вот на этих станках и рождаются деревянные фигурки матрешек. Женщины-мастерицы расписывают их и перво-наперво выводят на каждой традиционные большие розово-малиновые цветы шиповника.
Матрешки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелеными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. Послушайте какие теплые и добрые стихи складывают люди о матрешках:

Дети:
«очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем».

«Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки класть?»

«Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках».

«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Всех Матрешками зовут».

«Шли матрешки по дорожке
Было их немножко,
Две Матрены, три Матрешки,
И одна Матрешечка».

«Сладким чаем угощаем
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем».

«Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке».

«Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
Русская матрешка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют все дети в разных уголках нашей планеты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector