Модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.

Автор: Котегова Светлана Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ — детский сад №512

Населенный пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.

Опубликовано: 02.02.2017 08:04

Получить свидетельство      Скачать материал


О.В.Обоскалова
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ №512
Модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.
В статье рассматривается модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников, где психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники МБДОУ № 512.
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ. Контроль над реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляется заведующим ДОУ, заместителем заведующего ДОУ. Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация ДОУ, педагоги, учитель-логопед, медицинский работник ДОУ, специалисты ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
— научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
— системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
— комплексность — совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ, учителя-логопеда, и др.;
— превентивность — обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
— открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
— технологичность — использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении воспитанников.
4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:
— адаптации к новым условиям обучения;
— поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
— формирование жизненных навыков;
— формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
— профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
— помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
— сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально- ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям. Основные направления психологического сопровождения воспитанников. 1.Профилактическое направление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к специалистам обращаются воспитатели, родители).
4. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения.
Работа с воспитанниками:
— Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
— Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
— Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).
Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.
— Профилактическая работа с воспитателями. Обучение педагогов навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами.
— Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
— Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Работа с родителями.
— Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ; беседы, лекции, семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.
Ожидаемые результаты:
Активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников. Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и педагогов ДОУ, будут способствовать их личностному росту. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

Литература.
• Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector