Духовно-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Баянова Олеся Васильевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МДОУ ЦРР -д/с № 21 «Незабудка»

Населенный пункт: г. Подольск, Московская область

Тема: Духовно-патриотическое воспитание дошкольников

Опубликовано: 02.02.2017 08:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Патриотическое воспитание дошкольников
 на музыкальных занятиях.

Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту.
Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
Рассмотрим каждый блок отдельно.
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому как раз, что был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Принципы работы те же, что описаны выше. И очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» я подразумеваю углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проекте помимо музыкального руководителя участвуют также воспитатели и родители. Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному участниками плану. Закончить такой проект желательно досугом посвященным теме проекта.
Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).
Что же касается третьего блока работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкальных руководителей, которые считают, что писать музыку для детей нетрудно. Внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е.Зарицкая  и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.
Однако, если мы хотим все же решать задачи нравственно-патриотического воспитания, эти произведения должны даваться как дополнение к работе воспитателя на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector