Педагогический практикум для родителей «Сохранение и укрепление здоровья при помощи дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Автор: Семичастнова Анна Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: БДОУ «Любино-Малоросский детский сад»

Населенный пункт: с. Любино-Малороссы, Любинский район, Омская область

Тема: Педагогический практикум для родителей «Сохранение и укрепление здоровья при помощи дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Опубликовано: 04.02.2017 19:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Педагогический практикум
«Сохранение и укрепление здоровья при помощи
дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой».

Цель: Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой Александры Николаевны
Стрельниковой, как методом естественного оздоровления всего организма.

Ход:

Уважаемые родители, скажите, что для каждого человека дороже всего на свете? Да конечно, с возрастом все мы начинаем понимать, что дороже всего на свете собственное здоровье. А для того чтобы быть здоровым что необходимо делать? Правильно, нужно беречь, сохранять и укреплять наше здоровье. Предлагаю вам познакомиться с дыхательной гимнастикой Александры Николаевны Стрельниковой, как методом естественного оздоровления всего организма. Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а впоследствии и для оздоровления. Официальная отечественная медицина признала дыхательную методику А. Н. Стрельниковой только в 70-е годы прошлого столетия. Александра Николаевна ушла из жизни на семьдесят седьмом году. Она не умерла естественной смертью, а трагически погибла. До конца своих дней она оставалась жизнерадостным и полным сил и энергии человеком. В настоящее время дыхательная методика А.Н. Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.
Особое внимание стоит обратить на часто болеющих, имеющих различные нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Сегодня мы с вами на практическом уровне усвоим, как правильно выполнять дыхательные упражнения, как правильно и эффективно заниматься со своими детьми.
Данная методика способствует:
-восстановлению центральной нервной системы;
-улучшению носового дыхания;
— исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-ликвидации заболеваний верхних дыхательных путей; 
 — улучшению состояния сердечно – сосудистой системы;
-улучшению зрения;
-улучшению памяти;
-улучшению работы системы пищеварения (язвы, колиты);
-укреплению сосудов на ногах;
-улучшению работы мочеполовой системы;
-улучшению звучания голоса.

Каковы же правила методики дыхания. Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой заключается в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия: тренируется внутренняя скрытая от нас мускулатура органов дыхания, обеспечивается насыщение организма кислородом и активизация обменных процессов на клеточном уровне.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
— ВДОХ — громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
-ВЫДОХ — абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
— Каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма (около месяца). В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями частей тела (рук, ног, головы, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс), хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Удобно, что упражнения можно делать в исходном положении как стоя, так и сидя и лёжа. Получив ваше одобрение, я постепенно знакомлю и выполняю дыхательные упражнения с детьми. При разучивании упражнений я вначале показывала его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагала повторить упражнение вместе со мной, контролируя движение каждого ребёнка и направляя движения рук, головы, туловища. Дети с интересом увлеклись новым видом деятельности. В начале каждого упражнения разучили короткие четверостишья, что придало эмоциональный настрой на выполнение самого упражнения. Каждое упражнение будем разучивать до автоматизма (от 3 до 4 недель). Одно из любимых упражнений детей стало «Обними себя за плечи» (вдох – на сжатие руками грудной клетки).
А теперь приступим к разучиванию упражнений основного комплекса. Слушаем, смотрим, повторяем и следим за своим самочувствием.

УПРАЖНЕНИЯ ОСНОВНОГО КОМПЛЕКСА
• «Ладошки».
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Стоим ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты к зрителю.
На счёт «раз»- хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох — пассивный выдох. На 4 счёта делаем подряд 4 коротких вдоха — движение, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма 4 раза по 4 вдоха-движения.
• «Погончики».
Вот погоны на рубашке,
Тёмный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик-
Лётчик я военный!
Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счёт «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом)- вдох!
Возвращаем руки в исходное положение, прямые руки вновь сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу

на уровне пояса — выдох уходит пассивно. Норма 4 раза по 4 вдоха-движения.
• «Насос» («Накачиваем шины»).
По шоссе летят машины-
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Стоим, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслабленны.
На счёт «раз» слегка кланяемся вниз — руки, выпрямляясь, легкими движениями тянутся к полу, голова опущена — вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счёт округленной спины, ноги прямые.
«Два» — выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, — выдох ушел пассивно.
Норма 4 раза по 4 вдоха-поклона.
• «Кошка» (Приседание с поворотом).
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь её немножко-
Сразу замурлычет…(кошка)
Г.Цуканова
Стоим ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки на половину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.
На счёт «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются)- вдох!
Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идёт» обратно, — выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».
На счёт «два» — в левой конечной точки ног снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делаю хватательные движения слева, с шумным и коротким вдохом через нос.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
• «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки — «Соедини локти!»).
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Стоим ровно и прямо, ноги чуть уже на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счёт «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник-вдох!
Сделав 4 вдоха — движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребёнка 3-6 лет.
• «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»).
Наклонилась неваляшка,
Но упасть — не упадёт,
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнёт.
В бок толкнёт игрушку он

И в ответ услышит звон.
Интересно очень Яшки:
Что внутри у неваляшки?
Стоим ровно и прямо, голова слега опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».
На счёт «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена кисти рук тянутся к коленям — вдох! (как в упражнение «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся, назад прогибаясь в пояснице, на счёт «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», — вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко клонятся, кисти рук не должны доходить до колен.
Получается так: руки к коленям – вдох «с пола», руки к плечам – вдох «с потолка».
Норма: 4 раза по 4 движения — вдох.
• «Повороты головы» («Вправо-влево»).
Ёжик по лесу гулял
И цветочки собрал.
Справа — белая ромашка,
Слева — розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Стоим ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плечи руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.
На счёт «раз» слегка поворачиваем голову вправо — вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же насчёт «два» слегка поворачиваем голову влево — тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободно. Болевых ощущений не должно быть.
Нужно с осторожностью подходить к выполнению этого упражнения: кто с травмой головы или позвоночника, с хроническими головными болями и эпилептическими припадками, с повышенным внутричерепным давлением, миопией высокой степени, нервными тиками выполняют его под наблюдением педиатра. Упражнение можно делать сидя.
Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения.
• «Ушки» («Ай-ай», или «Китайский болванчик»).
Ай-ай-ай!
Проказник мишка
Разбросал по лесу шишки!
Будем головой качать,
Носом правильно вдыхать.
Стоим ровно и прямо, смотрим прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.
На счёт «раз» слегка наклонить голову к правому плечу — вдох! Затем, не останавливая голову по середине, на счёт «два» слегка наклонить голову к левому плечу — тоже вдох! О выдохе не думать, он уходит в промежутке между наклонами — вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнения можно выполнять сидя.
Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения.
• «Маятник головой» («Малый маятник»).
Тик-так! Тик-так! Стучат часы,
И маятник качается.
У наших добрых малышей
День новый начинается.
Стоим ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счёт «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол)- вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счёт «два» откинуть её вверх (посмотреть в потолок)- вдох!
Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, не напряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения.
Упражнения вспомогательного комплекса
«Носочки-пяточки»
• «Носочки».
Сидя на стульях, ноги согнуты под прямым углом.
На счёт «раз» поднимаем носочки ног, упираясь пятками в пол, — вдох! Возвращаем ноги в и. п.- выдох!
Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения.
• «Пяточки».
Исходное положение — тоже.
На счет «раз» на вдохе поднимаем пятки, не отрывая носочки от пола.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
• «Носочки-пяточки».
Исходное положение не меняется.
Поочередно поднимаем то носочки, то пяточки.
Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения. Рекомендуется детям с плоскостопием.

Вот мы с вами познакомились и разучили правила выполнения оздоровительных дыхательных упражнений. Чтобы у вас всё получалось дома, вот каждому из вас памятки с этими упражнениями. Спасибо за работу, будьте здоровы.

Список используемой литературы:

О. Н. Арсеневская «Система оздоровительной работы в детском саду».

Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве».

Интернет источники. Рублики «Развитие и образование от трёх до семи».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector