Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников города Тары через экологическое воспитание.

Автор: Субач Нина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: БДОУ «Детский сад №1»

Населенный пункт: г. Тара, Омская область

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников города Тары через экологическое воспитание.

Опубликовано: 05.02.2017 20:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
города Тары через экологическое воспитание

Современное содержание воспитательно-образовательной части Проекта Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Согласно содержанию Проекта ФГОС ДО, организация совместной деятельности педагога и ребенка осуществляется на базе основной образовательной программы (далее ООП), в которой на обязательную составляющую ООП отведено 60 %, на вариативную — не более 40 %. Именно, вариативная часть позволяет проявить творчество педагогу и ребенку, а также, обобщить уже имеющийся опыт с использованием нововведений.
Вариативная часть ООП включает парциальные программы, многие из которых направлены на экспериментирование и экологическое воспитание. Активно используется, например, программа С. Николаевой «Юный эколог», основной целью которой является ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.
Во многих детских садах города организована предметно-развивающая среда «Уголок науки», оборудованный специальными материалами: микроскопом, химическими стаканами, колбами, коллекцией семян, гербариями и многим другим. Дошкольники проводят опыты, эксперименты, коллекционируют, развивая свою познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Ежегодно во всех образовательных учреждениях города проходят научно-практические конференции, дошкольные – не исключение. Воспитанники детских садов города Тары проводят наблюдения, опыты, эксперименты в группе, затем представляют свои выводы и результаты на конференции «Ученый гномик» внутри учреждения. Лучшие работы направляются на муниципальный этап научно-практической конференции, на которой дети учатся выступать на публике, отстаивать свою точку зрения, обмениваются опытом работы в данном направлении.
Регулярно в детских садах проводятся праздники природоохранной направленности: «Все мы друзья природы», «Зеленые паруса», «День птиц»; конкурс экологического плаката, в котором принимают участие дети и их родители. Экологическое воспитание детей осуществляется и в ходе акции по изготовлению домиков и кормушек для птиц, в совместных субботниках по облагораживанию территории детского сада и прилегающей территории, в ходе посадки деревьев.
Формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе, знакомству с растениями, животными и условиями их обитания способствуют экскурсии дошкольников. Это один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. Это своего рода занятия под открытым небом. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в «уголке науки» (растения, ветки деревьев и кустарников, камушки и т. д.).
В настоящее время одной из наиболее действенных форм организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников по охране природы является их участие в функционировании экологической тропы. Так, неоднократно дошкольники города посещали и были участниками мероприятий, проводимых Тарской станцией натуралистов на тропе «Вслед за тарскими юннатами».
Педагоги дополнительного образования проводили беседы, праздники, конкурсы, викторины о природных богатствах родного края. Осуществлялось знакомство дошкольников с питомцами мини-зоопарка станции юннатов. Широко использовалось рисование на экологические темы, а также проводились экологические праздники и досуги. С большим желанием ребята работали с природным материалом, создавая своими руками животных и птиц, собирая гербарий. Интересными и запоминающимися мероприятиями стали для ребят: «Ярмарка детских поделок», «Операция забота», «Планета детства».
Во время путешествия по учебной тропе человеку открывается возможность увидеть причинно-следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества. Тропа – это путь, во время прохождения которого «мы изучаем природу» или где «природа учит нас». Она даёт возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных объектов на определённом участке.
На территории детского сада «Нефтяник» города Тары имеется экологическая тропа, включающая уголок леса, рябиновую аллею, птичий столб, метеоплощадку, фитоогород. Эти природные объекты играют огромную роль при реализации образовательной программы. К тому же, при их создании принимали активное участие родители дошкольников.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. От того, каков будет опыт общения ребенка с родителями в системе отношений «родители – дети – природа» во многом зависит от педагогов. Ведь у родителей и у педагогов одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

PAGE

PAGE 3

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector