Привлечение родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников.

Автор: Сечева Наталья Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Детский сад «Созвездие»

Населенный пункт: п.г.т. Петра-Дубрава, Самарская область

Тема: Привлечение родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников.

Опубликовано: 09.02.2017 10:13

Получить свидетельство      Скачать материал


Доклад на тему:  «Привлечение родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников» 
Выполнела: Сечева Наталья Сергеевна
Воспитатель Детского сада «Созвездие» п.г.т. Петра-дубрава г.Самара

Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего
Мир природы с безграничным богатством явлений,
 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.

Проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества.
Ещё 20 – 30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас это термин прочно вошёл в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию». За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. К сожалению по вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Об экологическом кризисе свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.  Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Воспитывая экологическую культуру у детей нашего сада, я применяю наблюдения за растениями и животными на участке детского сада, уход за ними и общение с ними, а так же комплексные занятия, экологические досуги, развлечения и игры . Организовываю игровые обучающие ситуации, разыгрываю литературные сюжеты с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учу сравнивать, подбирать эпитеты, синонимы. Важная роль принадлежит сказкам, составленными самими детьми. Начиная прививать детям экологическое воспитание, я начала с доброжелательной беседы о прошедшем лете, о наблюдениях в природе. Начала наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, огорода, ягодника и сада. Уточняла, что кроме деревьев и кустарников на участке растут красивые цветы. Уточняла названия цветов, отмечала внешний вид (строение, высота стебля, окраска, форма лепестков). После наблюдения предлагала игры «Живая природа», «Что за дерево такое?», «Живая клумба цветов» и т. д. В повседневной жизни уточняла представления детей об овощах и фруктах. Рассматривали овощи при уборке урожая на огороде. Определяли, где ботва , а где корнеплод , где «вершки», а где «корешки». За обедом обсуждали, из каких овощей и фруктов приготовлены суп, салат, компот, какие они по вкусу, цвету, форме, твердости. Проводила работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе.
Осенью на прогулке собирали вместе с детьми опавшие листья и засушивали вместе с детьми панно «Ваза с цветами», «Бабочки на лугу», «Озорной ежик в траве» и т. д. Дети оказывали посильную помощь. В свободное время проводила дидактические игры: «Вершки и корешки», « Что растет в лесу?», «Чудесное лукошко», « С какого дерева лист?» и т. д. Знакомила с произведениями искусства — картинами и репродукциями на тему леса. Проводила экскурсии и прогулки в парк. Ребята не только внимательно слушали, но и задавали много вопросов. Дети научились определять знакомые деревья по характерным признакам (по белому стволу, по оставшимся ягодам, по иголкам, по опавшим листьям).
Перед Новым годом уточнили представление о том, какое строение у ели. Загадали загадку о ней, прочли стихотворения. Сравнили ель живую и искусственную, показали главные различия, сделали вывод, что лучше использовать ель искусственную, а живая пусть растет в лесу. В присутствии детей готовила цветные льдинки, показала, что в тепле тает лед и превращается в воду. Проводила наблюдение за теплой и холодной водой. Уточнила, что вода необходима всем живым существам, она добрый помощник человека, чистую воду нужно экономить. Учила различать звуки, которые издают разные птицы, определяли птиц по следам, разгадывали следы на снегу. Знания и представления, полученные детьми, помогли при оформлении альбома «Птицы нашего края», «Домашние и дикие животные», «Лекарственные растения».
Анализируя свою работу, я поняла: многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В связи с этим я тщательно продумала работу с родителями. Формы ее -разнообразные: групповые, индивидуальные, консультации, беседы, дискуссии и т. д. Я познакомила родителей с передовым опытом семейного воспитания на собраниях, с помощью стендов, папок-передвижек. Проявляя заботу о птицах, вместе с родителями сделали кормушки для птиц, скворечники. Родители как и воспитатели должны знакомить своих детей. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности , пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. 
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач родителей и детского сада.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector