Особенности сенсорного воспитания детей в повседневной жизни.

Автор: Морозова Юлия Олеговна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 57

Населенный пункт: г. Мурманск, Мурманская область

Тема: Особенности сенсорного воспитания детей в повседневной жизни.

Опубликовано: 09.02.2017 19:12

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 57 г. Мурманска

«ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Выполнила: Морозова Юлия Олеговна,
воспитатель

Мурманск, 2017
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Введение. Актуальность темы
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у детей всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов — представлений, мышления, речи и воображения; с другой – выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978 г.) и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания) и на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представления о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. От того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
Значение сенсорного воспитания детей состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— готовит к реальной жизни; 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность, внимание; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Довольно часто в процессе диагностики старших дошкольников выясняется, что они затрудняются самостоятельно выделить данные характеристики у предметов. Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на предметы, окружающие их на улице, т.е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме.
Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что у большинства моих воспитанников отсутствуют знания о свойствах и качествах предметов. Многие дети испытывают затруднения при обследовании различных предметов, не могут применять их по назначению, не знакомы с определенной эталонной системой величин, форм, цветовых тонов.
Поэтому я решила целенаправленно обеспечивать деятельность малышей, совершенствующую их анализаторы, способствовать накоплению ими сенсорного опыта, обогащать их мироощущения, активизировать положительные эмоции и знания, связанные с восприятием явлений действительности. В процессе всей педагогической деятельности (в играх, на прогулке, в бытовой деятельности) направляю внимание детей на то, что их окружает, подчеркиваю те или иные свойства предметов, обозначаю словом те действия, которые они выполняют, знакомлю с понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения, учу малышей вслушиваться, всматриваться. Важно, чтобы ребята испытывали различные ощущения от прикосновения к предметам, от действия с ними: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Включение дошкольника в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия. Помогая малышам открывать окружающий мир, я не только делаю их жизнь богаче и интереснее, но и формирую основы материалистических представлений. Организация системы работы по сенсорному развитию детей поможет в дальнейшем преодолеть трудности и в освоении будущими школьниками учебной деятельности, будет способствовать успешному вхождению ребят в социум.

Теоретическое обоснование работы
Мнения отечественных и зарубежных ученых
о сенсорном развитии детей

Вопросами сенсорного развития детей занимались отечественные и зарубежные ученые Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф.Фребель, М. Монтессори и многие другие. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.
Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н. Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем». Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс. Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Как указывается в работе Н.Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира, и тем более развито его эстетическое чувство. Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа. «Воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной».
Принципы теории сенсорного воспитания
• Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
• Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
• Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
• Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета. В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Этапы по развитию всех видов восприятия
• Диагностический. Выясняется исходный уровень развития восприятия.
• Обучающий. Дошкольникам предлагаются определенные игры, задания, наблюдения, благодаря которым дети приобретают ценные сведения об органах чувств, об общепринятых сенсорных эталонах.
• Формирующий. Организуется активная детская деятельность (игры – экспериментирования с разными предметами). Малыши обогащают свой чувственный опыт.
• Заключительный. Дети самостоятельно применяют полученные знания в организации собственной деятельности.

Особенности развития восприятия в младшем и старшем
дошкольном возрасте
Критерии
Младший и средний
дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Ведущая деятельность
Игра, конструирование, изодеятельность
Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности

Сенсорные эталоны
В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки, в играх, наблюдениях, в бытовых процессах. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины, обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета
Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов, их свойствах и качестве материала за счет систематизации представлений. 
Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки 
Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразования. Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов

Способы восприятия

При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. 
Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. 
При определении цвета – сличение, нахождение по названию и запоминание и называние цветовых эталонов.
Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии.
К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.
Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным.
Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений.

Обследование предметов
 
Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей
Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины.
Главная роль принадлежит взрослому, направляющему процесс обследования предметов
Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение

Слуховое восприятие
Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку.
В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела.
Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений

Руководство развитием восприятия детей дошкольного возраста

 
Младший и средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Ознакомление с сенсорными эталонами
Организация усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. 
Ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины
Задания, требующие понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов – участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д.
Обучение детей способам использования сенсорных эталонов
Постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений
Обучение планомерному обследованию предметов
Задачи типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов
Задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

ЦЕЛЬ: способствовать накоплению сенсорного опыта детей.

ЗАДАЧИ:
• Формировать у детей представления о сенсорных эталонах.
• Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов.
• Развивать умение воспринимать свойства предметов с помощью различных органов чувств.
• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать их в соответствии с назначением и свойствами.

Принципы работы с детьми

Принцип сознательности – нацеливает на формирование устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности; ориентировочная реакция на новое стимулирует дальнейшее преобразование интереса и способствует развитию самостоятельности.
Принцип систематичности и последовательности – содержание развивающего обучения и требования к его усвоению отвечают дидактическим правилам: от простого к сложному; от известного к известному; от близкого к далекому. Овладение знаниями и умениями проходит в определенном порядке, усвоение нового материала опирается на имеющийся опыт детей; проявляется во взаимосвязи знаний умений и навыков.
Принцип индивидуальности – осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Предполагаемый примерный план работы можно корректировать в зависимости от уровня развития каждого ребенка и группы в целом.
Принцип наглядности – способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления ребенка дошкольного возраста.
Принцип активности — предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип интереса – организация работы с опорой на интересы каждого ребенка и группы в целом.
Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать детей применять свои знания на практике.
Принцип интеграции – определяет взаимосвязь и взаимопроникновение всех образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество и музыка.
Направления развивающего обучения воспитанников
(блоки):

«Бытовая деятельность»

«Бытовая деятельность»

«Игра»

«Игра»

«Прогулки»
«Прогулки»
«Труд»
«Труд»

— гигиенические процедуры;
— одевание;
— прием пищи

— дидактическая;
— словесная;
— сюжетно-ролевая;
— подвижная

— хозяйственно-бытовой;
— в природе;
— ручной

— ежедневные
— целевые;
— туристические

Методы работы с детьми
— дидактические, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения;
— рассматривание иллюстраций, обследование предметов, игрушек и т.п.;
— рисование, раскрашивание, штриховка;
— лепка из пластилина, соленого теста;
— экскурсии, наблюдения, сравнения;
— чтение произведений художественной литературы, загадывание загадок;
— беседы;
— трудовые поручения, дежурства, гигиенические процедуры;
— опыты, исследовательская деятельность;
— интегрированные занятия;
— моделирование, составление схем, алгоритмов;
— игры с музыкальными инструментами, звучащими игрушками;
— проведение творческих занятий;
— просмотр демонстрационных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов;
— слушание музыкальных произведений, аудио записей звуков живой и неживой природы
Ожидаемые результаты
1. Ребенок дифференцирует цвета и их оттенки, использует представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.
2. Соотносит форму предметов с геометрической формой – эталоном.
3. Самостоятельно пользуется необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называет их (погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т.д.)
4. Дифференцирует звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.
5. Умеет выделять основные свойства знакомых предметов, не отвлекаясь на второстепенные свойства.
6. Узнает знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств.
7. В собственной деятельности пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами.
8. В поведении ребенка устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Младший возраст
Задачи:
• Совершенствовать чувственный опыт детей (эмпатию), создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам.
• Формировать перцептивную деятельность, знакомить детей с разными способами обследования предметов и объектов.
• Развивать умение воспринимать звучание родной речи, узнавать и различать неречевые звуки.
• Продолжать развивать восприятие детей, активно включая все органы чувств: зрение, вкус, осязание, слух, обоняние.
• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать их в соответствии с назначением и свойствами.

Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
— воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
— различать свойства и качества предметов: большой – маленький, сладкий – горький, сухой – мокрый, горячий – холодный;
— сличать основные цвета, находить такой же;
— дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов;
— учитывать знакомые свойства предметов в предметно – практической и игровой деятельности;
(из программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»)

Уровни усвоения программы (4 года)

Низкий:
Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предмет, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний:
Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.

Высокий:
Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов может составить простейший описательный рассказ. Бережно относится к предметам ближайшего окружения; владеет безопасными способами обращения с ними.
Средний возраст
Задачи:
• Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности.
• Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, вкус, зрение, слух, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
• Развивать умение использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства и качества предметов (7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины), подбирая предметы по 1 – 2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.)
• Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
• Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
• Воспитывать бережное отношение к предметам и материалам, умение пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с назначением, свойствами.

Показатели развития к концу второго года обучения
Дети должны научиться:
— выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
— различать свойства и качества предметов: мягкий, твердый, колючий, гладкий, шероховатый и др.; сравнивать предметы по 2 признакам;
— выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами;
— пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
— называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов;
— учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Уровни усвоения программы (5 лет)
Низкий:
Ребенок часто ошибается в названии предметов близких видов; затрудняется сказать, из чего сделан предмет. Существенные особенности не вычленяет, делает ошибки при группировке предметов. Описательный рассказ составить не может. Не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; безопасный способ поведения в предметном мире требует советов, разъяснений и указаний со стороны взрослого.
Средний:
Ребенок правильно называет предметы близких видов, устанавливает связи между назначением, строением предметов и способами их безопасного использования. По указаниям взрослого правильно применяет обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств предметов и материалов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью воспитателя. В собственной деятельности пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами, успешно осваивает способы разумного поведения в предметном мире.
Высокий:
Ребенок способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов. Самостоятельно составляет достаточно полный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам и материалам, характерен осознанный способ безопасного поведения в быту.
Промежуточные результаты освоения данной методической темы
Благодаря применению технологии личностно-ориентированного обучения, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, интегрированному подходу к организации воспитательно-образовательного процесса, использованию методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей прослеживается положительная динамика уровня развития.

В результате целенаправленных воздействий в процессе многих игр и заданий у детей формируются способности, дающие им возможность в дальнейшем овладеть различными знаниями в ходе самостоятельной деятельности. Учебные задания отвечают интересам и собственному опыту детей, побуждают их к экспериментированию с изученным материалом. Отмеченные успехи в развитии детей подтверждают правильность выбора и составления обучающих игр. У большинства детей сформировались представления о сенсорных эталонах в соответствии с возрастом, малыши научились применять полученные знания в практической деятельности, переносить в бытовые и игровые ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector