Биоэенргопластика, как эффективное средство формирования звукопроизношения у дошкольников.

Автор: Белоногова Наталья Валерьевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ Детский сад №12 «Теремок»

Населенный пункт: г. Корсаков, Сахалинская область

Тема: Биоэенргопластика, как эффективное средство формирования звукопроизношения у дошкольников.

Опубликовано: 10.02.2017 01:52

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Теремок» Корсаковского городского округа Сахалинской области

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Биоэнергопластика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».
Сроки реализации: 1 сентября 2016 года — 31 мая 2017 года.

Составила:
Учитель — логопед
Белоногова Н. В.

г. Корсаков,
2016 г

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………………3
ПРОЕКТ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ» ……………….……………………………………………………………..5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………………………11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………..12
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..13

_x000C_ВВЕДЕНИЕ

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового федерального государственного образовательного стандарта поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей стал одним из актуальных вопросов педагогики. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции звукопроизношения у дошкольников служит биоэнергопластика, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать метод – биоэнергопластики.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Еще Кант И. в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Актуальность: Современное овладение, правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, не уменьшается, а растет, поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Объект проекта: Коррекционно – педагогический процесс оптимизации  коррекционного воздействия.
Предмет проекта: влияние биоэнегропластики на преодоление имеющихся у детей дефектов речи.
Цель проекта: коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с помощью эффективного метода биоэнергопластики, здоровьесберегающей технологии.
Задачи:
1. Определить исходный уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года и создать список детей, которым рекомендованы логопедические занятия в течение учебного года.
2. Разработать комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики.
3. Разработать методику коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука в слогах с элементами биоэнергопластики;
4. Провести мониторинг речевого развития детей по окончанию срока коррекционно-развивающей работы.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Начало проекта: 1 сентября 2016 г.
Окончание проекта: 31 мая 2017 г.
Участники: дети разновозрастных групп с нарушениями речи, педагоги групп, родители.
Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала, составление и подборе индивидуальных и подгрупповых конспектов занятий, упражнений,  разработке памяток, составление консультаций для воспитателей и родителей, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать метод биоэнергопластики, то это более эффективно скажется на воспитание правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Ожидаемый результат: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию коррекционных движений, развитию памяти, внимания, мышления.

ПРОЕКТ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Использование данного метода ускорит исправление дефектов звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами, индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью, движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Руки ребенка в упражнении не «участвуют». При этом учитель – логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы выполняемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и четкость выполнения упражнений. С этой целью выполняется счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям 2-3 упражнений за один раз.
Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому взрослый и ребенок во время проведения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим зеркальном, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка, лицом к нему.
Принципы проекта
1.Учет ведущей деятельности
2. Продуктивный характер
3.Комплексность
4. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода)
5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития
6. Поэтапность
7.Учет индивидуальных особенностей
8. Тесное сотрудничество с родителями.

Этапы реализации:

1 этап – диагностический.
На данном этапе мы определили уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста, используя диагностический инструментарий: Кыласова Л.Е. Индивидуальная речевая карта [10]. Результаты диагностического обследования представлены в приложении 1.

Этап определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки, падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движение пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого.
После проведения диагностики речевого развития, учитель-логопед формирует список детей, которым рекомендованы логопедические занятия в условиях ДОУ в соответствие с логопедическим заключением.
Информирование родителей об организации коррекционно-развивающей работы происходит в форме индивидуальных консультаций. После чего учитель-логопед составляет перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности на каждого ребенка.
2 этап – практический
Включает внедрение технологий, непосредственные коррекционно-развивающие мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями) и промежуточный контроль.
SHAPE * MERGEFORMAT
Федеральные государственные требования новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» ставят перед педагогами важную задачу — пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В частности для детей с ОВЗ, потому, что к этой категории относят детей с нарушениями речи. Поэтому учитель-логопед также как и другие педагоги, руководствуется в своей деятельности новыми нормативно-правовыми документами, такими как ФГОС ДО и др.
1 подэтап – подготовительный. Главная задача — установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. 
Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп), упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке), музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогли каждому поверить в свои силы, стимулировали их к новым успехам. 
2 подэтап – основной. Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм и комплексность (весь комплекс или его часть); запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. (Приложение 2).
К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый учитель-логопед старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.
Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:
Оптимизирует психологическую базу речи.
Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Условно работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на 6 этапов.
На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение. (Приложение 3) .Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая.
Поэтому  на втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Круть и Верть, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.
На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на  данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения (Приложение 3). Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
Такая артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики продолжается весь учебный год.  Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками учитель-логопед  продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются  детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
3 подэтап – заключительный. Автоматизация полученных навыков. Знакомые упражнения дети закрепляют самостоятельно в бытовой деятельности. Помогают им в этом родители и воспитатели. Повышают интерес к занятиям схемы, игровые атрибуты, практический материал (веревочки с узелками, прищепки).
На данном этапе осуществляется непосредственная взаимосвязь учитиля-логопеда с родителями и педагогами.
3 этап – итоговый.
1. Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно-развивающих мероприятий, определение дальнейшей перспективы проекта.
2. Проведение собраний для родителей, индивидуальных консультаций, консультаций для педагогов.
3. Проведение открытого занятия.
4. Диагностика звукопроизношения детей.
5. Подведение итогов по реализации проекта.
Таким образом, коррекционно-развивающие мероприятия с применением биоэнергопластики, учитывающие механизм и структуру речевого дефекта, разработанные нами комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики и инновационная методика автоматизации звуков в слогах, способствовуют эффективному устранению нарушений звукопроизношения и формированию артикуляционного праксиса.
_x000C_ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема совершенствования образовательной среды и поиск инновационных технологий в образовательной деятельности актуальна для современных дошкольных образовательных организаций в связи с введением ФГОС ДО. Очевидна эффективность применения метода биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Такая здоровьесберегающая инновационная технология способствует полноценному формированию звукопроизношения, развитию артикуляционного праксиса и имеет благоприятную мотивационную направленность. Что в итоге дает возможность в дальнейшем этому ребёнку перейти на новую ступень образования и, в перспективе, стать конкурентно способным специалистом в современном высокотехнологичном мире.
Психологическая и педагогическая практика уже развернулась в сторону самого маленького члена нашего общества, которому необходимо освоить языковую систему в целом и, прежде всего, звуковую сторону.
Предлагаемый мною проект может быть использован педагогами как общеразвивающих образовательных учреждений, так и коррекционной (компенсирующей) направленности.
Я считаю, что данный проект будет интересен не только учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, но и заинтересованным родителям.
_x000C_БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Афонькина Ю.А Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа. Издательство: Учитель, 2015.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, М.: «Издательство Детство – Пресс, 2011.
Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: Издательство Детство – Пресс, 2011.
Дудьев В.П.Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. ///Дефектология,1999. №4.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ,1999.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.Сфера, 2001.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Кыласова Л.Е. Индивидуальная речевая карта. Диагностический журнал. Издательство: «Учитель», 2014.
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. //Логопед – 2007. №4.
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звучим, получаем. М.: ЗАО Центрополиграф, 2005.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
_x000C_Приложение 1

Диагностика детей старшей группы № 04
по речевому развитию на начало 2016 – 2017 уч. г.

В начале 2016-2017 учебного года в период с 01 по 15 сентября было проведено логопедическое обследование детей старшей группы № 04. По результатам обследования выявлены следующие результаты:

Фамилия, имя
_x0007_
ФВ и ФС

_x0007_
Звук.
произ-ие
_x0007_
Словарь

_x0007_
Грам.строй

_x0007_
Связная
речь
_x0007_
Заключение

_x0007__x0007_А. С._x0007_В_x0007_В_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007__x0007_Б. В._x0007_В/С_x0007_В_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_С_x0007_В/С_x0007__x0007_Б. Д._x0007_Н_x0007_В/С_x0007_С_x0007_Н/С_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_Б. И._x0007_Н_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007__x0007_Г. С._x0007_В_x0007_В/С_x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_6. Г. С.
На момент обследования отсутствовал
7.Е. Е._x0007_В_x0007_В_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007__x0007_8.К. Д._x0007_Н/С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_9.К. М._x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007_Н_x0007_Н_x0007_С_x0007__x0007_10.К. А._x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_11. К. Н._x0007_Н_x0007_С_x0007_Н/С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_12.К. М._x0007_В/С_x0007_С_x0007_В_x0007_В/С_x0007_В_x0007_С_x0007__x0007_13.М. Д._x0007_С_x0007_С_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В_x0007_В/С_x0007__x0007_14.С. В._x0007_В_x0007_В_x0007_В_x0007_В/С_x0007_В/С_x0007_В_x0007__x0007_15. С. С.
На момент обследования отсутствовал
16.С.А._x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007_Н/С_x0007__x0007_17. Т. А._x0007_Н_x0007_Н_x0007_С_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007__x0007_18. Т.А._x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007__x0007_19.Х. С._x0007_С_x0007_В/С_x0007_С_x0007_С_x0007_В/С_x0007_С_x0007__x0007_20.Ц. С._x0007_Н/С_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007_Н_x0007__x0007_21.Ч. П._x0007_Н/С_x0007_В/С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_22.Ш.Я._x0007_В_x0007_В_x0007_В_x0007_В_x0007_В_x0007_В_x0007__x0007_23.Ш.И._x0007_С_x0007_Н_x0007_С_x0007_Н/С_x0007_С_x0007_С_x0007__x0007_24.Я.А._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_
Н – низкий С – средний Н/С – ниже среднего В/С – выше среднего
В – высокий

EMBED Excel.Chart.8 s _x000C_Перспективный план внедрения метода биоэнергопластики в образовательный процесс

Вид упражнения

Описание упражнения

Словесное сопровождение

Образец движения рук,

Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком

Учимся широко раскрывать и закрывать рот.

Бегемотик
Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает бегемот.

Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрыть рот.
На столе для рисования песком с помощью ведущей руки рисуем блин.

Блинчики
Мы испечь блины решили.
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей

Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.

Вкусное варенье
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.

Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее поднимаем вверх на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.

Гармошка
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть –
И у нас гармошка есть.

Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее язык лежит на нижней губе 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
На столе для рисования песком рисуем грибок, с помощью обеих рук одновременно.

Грибок
Вниз опустили язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.

Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок на 3-5 секунд. Кладем его на нижнюю губу на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.

Заборчик
Вышли утром мы во двор
И построили забор
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.

Иголка
Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно нам иглу убрать.

Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.Далее поднимаем кончик языка и удерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.

Индюк
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся детвора.

Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка

Широко открываем рот. Кончик языка подогнуть за нижние губы. Подержать 3-5 секунд и вернуться в исходное положение.
Катушка
Как катушку, мы свернули
Наш умелый язычок.
Покрутили, подогнули
И убрали снова в рот

Широко раскрываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю и снова поднимаем на верхнюю.
Качели
На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись

Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживает в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы.
Кошка сердится
Есть у нас в квартире кошка,
Любит пошипеть немножко.
Спинку выгнула дугой,
Сердится на нас с тобой.

Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка

Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу положение. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.

Лопатка
Раз, два – потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем

Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а потом темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2.Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Лошадка
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.

Необходимо с напряжением улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.
Данное положение удерживается на счет до пяти, при этом прикус должен находиться в естественном положении, нижняя челюсть не выдвигается вперед.

Лягушки
Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись

Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.

На столе для рисования песком рисуем бабочку, с помощью ведущей руки.

Маляр
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами

Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.

Парус
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать

Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, стол для рисования песком

Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).
На столе для рисования песком рисуем расческу, с помощью не ведущей руки.

Расческа
Наши зубки –гребешок,
Причесала язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.

Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка

Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное состояние.

Хоботок
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком сложили»,
Со слоненком подружились

Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.

Часики
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языча «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем вернуться в исходное положение.

Чашечка
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.

Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком

Кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

Чистим зубы
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем ротик полоскать.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем зубы в спокойное положение.
На столе для рисования песком рисуем бабочку, с помощью ведущей руки.

Щенок
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так не смог, Вот смотри сейчас

_x000C_Приложение 2
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО БИОЭНЕГРОПЛАСТИКЕ
«Пчела и Оса»
Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» — дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики 
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
— Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
— Ты что, Пчела, плачешь? 
— А мне жить теперь негде, — говорит Пчела, — я из дому ушла.
— Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)
«Под грибом».
Как-то раз летел Комар
(упражнение «Хоботок»)
и начался сильный дождь.
(упражнение «Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.
(упражнение «Птенчики»)
— Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать!
— Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
— Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Пустил Комар Воробья под грибок.
Ползёт Змейка к грибочку.
(упражнение «Змейка»)
Просит:
— Пустите под грибок, дождик переждать.
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста.
Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку,
(упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь всё льёт и не перестаёт.
(упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик. 
(упражнение «Лошадка»)
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится! 
— Жалко Зайца, — говорит Комар, — давай ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. 
(упражнение «Киска сердится») 
— Зайца не видели? – спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе.
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться.
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а тепе

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector