Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе: » Этот загадочный водный мир».

Автор: Пузанова Светлана Николаевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Рябинушка»

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе: » Этот загадочный водный мир».

Опубликовано: 10.02.2017 13:40

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе.

« Этот загадочный водный мир»

Цель: формирование эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира и осознание красоты через музыку, поэзию, живопись и эстетизированное пространство.

Программное содержание.
Развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка через эмоциональное восприятие произведений искусства;
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать воплощать в плавных движениях рук, мягких покачиваниях тела, кружении характер музыкального произведения.
Воспитывать способность к образному восприятию красоты водного мира, умение целенаправленно рассматривать, видеть цвет, форму, композицию, фиксировать смысл увиденного.
Учить различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведений;
На примере произведений о море показать детям взаимосвязь музыки, живописи, поэзии;
Развивать восприятие, воображение, ассоциативное и образное творческое мышление, интеллектуальные способности детей;
Учить детей передавать образ моря через пластику движений, мимику, жесты;
Развивать умения передавать свои впечатления о музыке в движениях, красках и линиях;
Развивать активный словарь детей.

Музыкальный ряд. Фрагменты музыки Клода Дебюсси «Море», Н.А.Римский – Корсаков «Океан – море синее», К.Сен – Санс «Аквариум».
Изобразительный ряд: И.К.Айвазовский «Девятый вал»,
Литературный ряд: Стихи о море А.С.Пушкин, Ю.Антонова, В.Орлова.
Материал и оборудование: палас, столы, подушки, схемы – карточки, шаблоны морских жителей, стулья, краски, кисти, стаканчики с водой, тряпочки, ленты, раковина, макеты. Карточки разных цветов, ватман.

Ход занятия.
Дети свободно входят в зал и встают врассыпную.
Музыкальный руководитель здоровается с ними песней – попевкой
«Доброе утро!»
Доброе утро
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щёчки
Будем мы красивыми как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем дружнее, дружнее.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова
Будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель.
Детям предлагают приложить раковину к уху и послушать.
— Что вы слышите? (Шум моря)
— Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (о Море)
— Одна такая раковина, которую вынули из моря, нашептала мне сказку.
( звучит морской прибой)
«Жила- была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой темно- серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены.
Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка. Волна часто замечала, как любуются на неё люди и говорят друг другу: «Как жаль, что её красоту нельзя передать в красках! Ведь она все время разная!»
— Скажите, каким бывает море? …Грозным, задумчивым, ласковым, тихим …,
— Давайте послушаем музыку и попробуем передать движение волн.
— Как и многие композиторы, Дебюсси любил изображать картины природы и особенно, его привлекало море. Музыкой он передавал игру волн, различные состояния моря – спокойное, бурное, взволнованное.
Звучит фрагмент «Море» К.Дебюсси.
Итак, в путь вместе музыкой.
Звучит 1 часть: Прислушайтесь, как спокойно звучит музыка, медленно и лениво перекатываются волны, будто море только пробуждается ото сна. Спокойно и мы можем посмотреть вокруг – сколько диковинных рыб проплывает мимо нас: морской конёк, а вон прозрачная, словно стеклянная, медуза. А вон там, вдали, резвятся добрые и милые дельфины.
— Но что это, прислушайтесь. Музыка стала тревожнее, взволнованнее. Наверное, скоро начнётся шторм. (Звучит фрагмент «Разговор ветра с морем»).
А тем временем на море разыгралась настоящая буря. Волны взлетают высоко вверх и разбиваются о берег. Даже немножко страшно, давайте сядем поближе и послушаем, как разговаривает могучий, сильный ветер с морем. (Слушают музыку). — Да, море бывает не только спокойное, тихое. Но и тревожное, страшное, бурное.
Этюд «Шторм на море».
Дети встают в круг и берутся за руки. Покачиваясь телом и руками, образуют волны соответственно музыкальным отрывкам.
5. Этюд «Спокойное море». Дети в хаотичном порядке движениями ленты передают состояние спокойного моря.
— Даже в спокойном море чувствуется и слышится могучая сила и безбрежная величавость.
Ребята, как композитору Дебюсси удалось показать разное море? Например, тревожное море – быстрый темп, музыка звучит громко, низкие звуки, инструменты – трубы, литавры, тарелки. А спокойное море – медленный темп, тихо, музыка звучит высоко, звучит флейта, гобой, английский рожок, арфа.
_x000C_Для чего морю наряды?
В ночь любую,
В день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днем одето –
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам

На черной глади –
Мягкий
Бархатный наряд…
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
– Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
– Чтобы люди
Были рады.
_x000C_
Попробуйте найти такое же состояние моря на репродукциях картин. Вспомните слова, которые подходят к этому состоянию….шумное, грозное, страшное, бурное, рычащее, могучее, тревожное, взволнованное.
— По каким признакам вы определили, что море на картине именно такое?
Художник Иван Константинович Айвазовский использовал холодные краски – синий, зелёный, фиолетовый, белый и черный цвета.
(Обратить внимание детей на цвет моря, небо, характер волн…)
_x000C_Ты волна моя волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
А.С.Пушкин.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А.С.Пушкин.

_x000C_
Находим такое же по состоянию море на репродукциях картин и описываем его:…тихое, спокойное, еле дышит, скрывая до поры свою мощь, мягкое, умиротворённое, ласковое.
— По каким признакам вы это узнали, какие средства выразительности использовал художник, что бы передать состояние моря?
Художник использовал светлые, тёплые и чистые тона – желтый, голубой, оранжевый, розовый тона.
(Обратить внимание на цвет, небо, характер волн — гладь морская)

Море, море
Мир бездонный
Пенный шелест
Волн прибрежный…
Ю.Антонов.

— У нас ещё остались картины. Какое море на них? (Ночное море, яркое, лучезарное, весёлое, хмурое, печальное)
7. Предложить детям из разноцветных карточек выбрать те цвета, которыми можно изобразить море.
_x000C_Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!

Я сижу тихонько
Около прибоя —
Окунаю кисточку
В море голубое.
_x000C_

8. Рисование. Дети выбирают то состояние моря, которое они хотели бы изобразить. (Музыкальное сопровождение)
Использовать пальчиковую краску и нарисовать ладошки – Осьминожки.

Видео «Океанариум!
9. А сейчас, давайте с вами опустимся в подводный морской мир. (Обратить внимание на картины и макеты подводного мира)
Когда мы смотрим на уютный подводный мир, то успокаиваемся. В самом деле, как этот красиво: тихая вода, зелень водорослей, причудливые камни и гроты на дне и изысканные по цвету, изящные по силуэту рыбки, которые медленно плавают.
Золотые рыбки – озорные игривые;
акула – тревожная, стремительная, страшная, опасная;
старый краб – тяжёлый, неуклюжий, неповоротливый;
морские звёзды – медленно ползущие по дну;
морские коньки – словно крючки цепляются за водоросли.
Загадки.
_x000C_Каждый, кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли
Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь —
Обжигает, как огонь. (Медуза)
Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)

Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)

_x000C_
Песня «Влюблённый дельфин». Исполняет Дороднова Алёна.

10. Этюд «Бал подводных жителей».
Устроим подводный бал. Каждый выбирает себе персонажа. Дети двигаются под музыку, вообразив себя жителями подводного царства, импровизируя характерные для них движения. Музыкальный руководитель предлагает создать живую картину «На дне морском» (дети по желанию выбирают роли: рыб, волн, водорослей» и т.д.).
Музыкальный руководитель напоминает, что изменения в характере музыки должны отражаться в движении (волны спокойные – волны взволнованные т.д.) А для этого необходимо вслушиваться в музыку.
После выполнения творческого задания музыкальный руководитель обращается к детям:
— Вы ещё убедились, ребята, что картину может нарисовать не только художник, но и даже мы с вами без кисточек и красок тоже своеобразные художники.

11. Музыкально — пальчиковая игра «Краб»
_x000C_Краб.
Ветер дует, завывает,
Пальму в сторону качает.
Ветер дует, завывает,
Пальму в сторону качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
_x000C_

12. Театрализованное представление «Весёлые перчатки»
« Танец крабов»

Музыкальный руководитель и дети подходят к аквариуму. Наблюдают за прозрачной, переливающейся водой, за причудливыми водорослями.
— Французский композитор Камиль Сен- Санс назвал музыкальную картину «Аквариум» Можно предложить выбрать музыкальные инструменты, которые подходят к этой музыке, и украсить звучание.
13. Детский музыкальный оркестр К.Сен – Санс. «Аквариум»

А сейчас, превращаемся все в осьминожек. Это забавные существа, их так называют потому, что у них восемь ног.
14. Телесно – ориентированное упражнение «Осьминожка»
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка с нею дружат,
Эта ножка, чтоб играть,
Эта, чтобы рисовать,
Ну а эта, чтоб нырять,
От акулы удирать,
Это – брюшко почесать,
А седьмая и восьмая –
Маму с папой обнимать!
15. Танец Осьминожек.
16. Игра «На кого похоже?»»
Детям предлагают взять готовые силуэты морских жителей и расположить их на ватмане.

— Замечательно получилось у нас подводное царство с морскими жителями. Хорошо было под водой – спокойно. Но мы с вами жители земные, поэтому возвращаемся на берег. Выходим на тёплый, жёлтый песок.

17 Психомышечная тренировка «Игра с песком»
(напряжение и расслабление мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывать пальцы (на выдохе). Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.

18.Релаксация «На берегу моря»
Лягте или сядьте удобно (руки и ноги не скрещивайте). Закройте глаза… вдох – выдох… Представьте себе, что вы сидите на берегу моря… Дыхание ровное, спокойное… Ваше тело расслаблено… Вокруг вас спокойно и тихо… только слышен плеск набежавшей волны.. Вдох – выдох.. Дыхание ровное, спокойное. Вам тепло и уютно… Прямо перед вами заходящее солнце… оно словно оранжевый апельсин. Оранжевый свет, струящийся от солнца, плавно стекает по вашим плечам, спине, вы замечаете, как во всём вашем теле исчезает напряжение… Вам тепло и спокойно… Вдох – выдох… Медленно откройте глаза, сделайте вдох- выдох, немного потянитесь и улыбнитесь… Спасибо.
Давайте поблагодарим ракушку за чудесную сказку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector