Музыкальное развитие детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Автор: Третьякова Мария Михайловна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «ДС «Гнёздышко»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Музыкальное развитие детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Опубликовано: 10.02.2017 17:26

Получить свидетельство      Скачать материал


Из опыта работы музыкального руководителя Третьяковой М.М.
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
через детское экспериментирование»

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно — экспериментирование.  В литературе «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях ( HYPERLINK «http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/69-metodika-organizacii-ekologicheskix-nablyudenij-i-eksperimentov-v-detskom-sadu-ivanova-ai.html» Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 35-45).
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, “пройти под радугой” и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Отечественный психолог Н.Н. Поддьяков впервые ввел понятие “детское экспериментирование”, которое, согласно его позиции, является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения (Подъяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. – 266 с.).
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
В музыкальном развитии процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений при изготовлении звуковых игрушек, шумелок). Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»).
В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»).
В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?», причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).
Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков — частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна» и др).
В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы: «Звуки улицы». «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» (темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки»,
«Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т. п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.
В ОДРМ можно организовать музыкальную лабораторию «Комната звуков», где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. В процессе творческой деятельности дети создают оригинальный продукт. Это может быть изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала – шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.
К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок», дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов, подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.
При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: «Стоит в поле… (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо…(треугольник)» и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.
Спонтанные игры с инструментами можно проводить под руководством «дирижера». Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.
Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.
Работая в лаборатории, можно создать мини-музей: оформить
тематические выставки: «Волшебные звуки музыки» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фото — сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками.
Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.
Кроме того, в процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector