Мастер — класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников с родным краем».

Автор: Корчагина Людмила Николаевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 85»

Населенный пункт: г. Саранск, Республика Мордовия

Тема: Мастер — класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников с родным краем».

Опубликовано: 11.02.2017 16:14

Получить свидетельство      Скачать материал


Ознакомление дошкольников с родным краем.
( для воспитателей ДОУ)
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 85
комбинированного вида» г. Саранск, Корчагина Л.Н.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм- это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научить , добросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду.
Согласно Концепции дошкольного воспитания, ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим республику, страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству. Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста.
Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. / Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы./
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем — введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
-обогащать знания детей о родном крае;
-воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
— учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
-воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
В содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:
-мой дом, моя улица, мой детский сад;
-город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.);
-мордовский край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица – город Саранск; герб и гимн;
-Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);
-знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.
В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:
-экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, а также организация наблюдений;
-чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
-рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
-туристические походы, организация наблюдений за природой;
-просмотр слайдов;
-оформление альбома на заданную тему;
-праздники, концерты, вечера дружбы;
-изготовление атрибутов к этим праздникам;
-оформление в помещении детского сада интерьера избы;
-фольклорные занятия;
-рассматривание изделий народного прикладного творчества;
-изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
-художественная самостоятельная деятельность детей;
-беседы и разговоры с детьми.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города (села), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
В средней группе уже можно провести занятия по знакомству с главной достопримечательностью города (села), с республикой. Основная цель этих занятий – вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села), родной республики, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров.
В этой группе по-прежнему большая часть работы проходит вне занятий – это беседы с детьми, чтение художественной литературы, наблюдения и целевые прогулки по ближайшим улицам.
Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города.
Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:
-история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;
-история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);
-здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий;
-люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты);
-места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России и Мордовии первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др.
Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:
-рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
-рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
-воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: « Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;
-язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
-рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.
Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития:
-обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре;
-знает основные символы своего города (села), республики и государства;
-проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других , отличающихся от родной , культур.
В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл должны повторяться в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями.
Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector