Развивающая предметно – пространственная среда в Центре игровой поддержки ребенка в соответствии ФГОС ДО.

Автор: Белоусова Елена Владленовна

Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории

Учреждение: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №51»

Населенный пункт: г. Чита, Забайкальский край

Тема: Развивающая предметно – пространственная среда в Центре игровой поддержки ребенка в соответствии ФГОС ДО.

Опубликовано: 11.02.2017 16:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 51» город Чита

«Развивающая предметно – пространственная среда в Центре игровой поддержки ребенка в соответствии ФГОС ДО»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Белоусова Елена Владленовна

Уважаемые коллеги!
На примере нашего оборудования в Центре игровой поддержки ребенка мы покажем, как развивать сенсорную культуру малышей.

Перед Вами уникальное многофункциональное пособие для индивидуальных или групповых игровых развивающих сеансов с детьми раннего возраста (с 1 до 3 лет). Коврики предназначены для совместных занятий взрослого с ребенком, хотя после того, как Вы научите детей играть с ковриком, можно оставлять как одного ребенка, так и в компании сверстников.
Ход и форма игры зависят от целей, которые ставит педагог. В общем, цели можно сформулировать так: расширяет представление окружающем мире, развивает все виды восприятий (внимание, память, мышление, речь, воображение, тактильное, зрительное, пространственное восприятие). Развивает игровую деятельность, творческие способности детей. Формирует эффективные навыки общения и коррекцию взаимоотношений. Согласованные движения глаза и руки, мелкую моторику, самостоятельность при игре, снимает эмоциональное напряжение. Расширение словарного запаса детей, развитие связной речи, формирование культуры речи. В процессе рассматривания коврика педагог описывает его элементы, используя разнообразные определения.

В своей работе с детьми раннего возраста мы используем разнообразные дидактические и развивающие пособия.
Игрушки из дерева любимы не только детьми. Они вызывают доверие родителей, а также их рекомендуют психологи и педагоги.
Игрушки из дерева – живого и тёплого, в отличие от резины и пластмассы, материала.

Конструктор «Звезда Гете»
В какие игры с конструктором мы играем с детьми:
1.Оттенки цветов:
Элементы мозаик окрашены в натуральные, приятные глазу цвета разных оттенков. Это – повод поговорить о том – что синий, например, — это не один цвет, а он может быть темнее или светлее. Что есть цвета теплые и холодные. Спросить ребенка, какого цвета у него сейчас настроение, и попросить его выбрать из кубиков наиболее подходящий цвет, — это уже арт- терапия.
2.Необычный конструктор:
Мозаику мы используем просто как конструктор, как кубики необычной формы. Постройка сооружений из таких кубиков – очень развивающее занятие для малышей. Такая деятельность позволяет им почувствовать физические законы мира, что является в раннем возрасте основой для развития интеллекта. Для такой игры эту мозаику можно предложить ребенку уже в возрасте от года до трех. Все вместе строим необычные башенки (можно еще группировать кубики для башенок по цветам – делать красную, желтую башню и т.д.). Строим домики или мебель для игрушек, сооружаем качельки.

Элементы мозаики можно даже предложить для исследования младенцу от 6 месяцев, который уже умеет сидеть. Сложите элементы в коробку, а малыш будет по одному их выбрасывать. При этом будут развиваться его ручки, приспосабливая захват к предметам разной формы, а глазкам полезно будет познакомиться с разными цветами. В этом плане как раз замечательно, что края элементов скруглены и окрашены они безопасными красками – не страшно, если малыш возьмет их в рот.
3.Собственно, мозаика:
Это занятие уже для деток от 3х лет. Можно сложить картинку, как изначально мозаика собрана. Но не факт, что это надолго заинтересует ребенка. На самом деле, из этих элементов можно создавать бесконечное количество узоров и композиций – это пространство для свободного полета фантазии. А результат можно запечатлеть с помощью фотоаппарата – чтобы не жалко было разрушать композицию, собирая мозаику на место.
4.Сюжетно-ролевые игры:
Ну и, в конце, концов, элементы мозаики дети смогут использовать как так называемые «предметы-заместители» в сюжетно-ролевых играх. Что это значит? Кусочки мозаики могут в детских играх заменять что угодно: товары в магазине, строительный материал, который грузовик отвозит на стройку, продукты питания – например, конфетки, пирожные, грибы, собранные в лесу, и даже денежки, — на что хватит фантазии. Использовать в игре предметы-заместители дети могут где-то с 2х лет. Такая игра – не просто выход из ситуации, когда нужной игрушки просто не хватает, она развивает фантазию и мышление ребенка.

В своей работе с детьми мы используем деревья – пирамидки. Создаем пространства для ролевых игр на столе, на полу, в песке. Вместе с мамами и малышами мы создаем свой волшебный лес, наполняя его животными и птицами. Играя с деревянными игрушками, наши малыши осязают натуральные материалы, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Цвета игрушек – естественные приятные глазу. Фигурки — округлой формы, гладкие на ощупь и совершенно безопасны.

Игровая панель «Тир-театр» по методике М. Монтессори
Панель с откидным «окном – стойкой», на стойке в виде полки помещаются специальные легко сбиваемые «мишени» — 5 стаканчиков. Прилагаются окрашенные пластиковые мячики для попадания в цели (3 штуки, 3 цветов). Они располагаются на нижней полочке.
С помощью панели мы тренируем мелкую и крупную моторику, двигательную память, координацию движений, настойчивость, ловкость, меткость, точность глазомера и внимательность, а также совершенствовать счетные умения. Малышей знакомим с различными способами игры в команде — группе, например, умению рассчитываться, чтобы соблюдать очередь и не ссориться, действовать по свистку или команде.
Игры: «Кто ловчее», «Кто самый меткий»,
«Меткий стрелок».
Данную игровую панель мы используем в
виде театральной ширмы.

Следующие развивающее пособие
«Сим – сим откройся!» — один из хорошо известных модулей, используемых в системе М.Монтессори для развития мелкой моторики малышей. Всем детям безумно интересно открывать и закрывать замочки, задвижки, щеколды, крючки. А тут их целых шесть! А за дверками каждый раз наших малышей может ожидать какое-нибудь чудо. Нужно всего лишь немного фантазии.

Большим интересом у наших малышей пользуется дидактический столик «Рабочие инструменты», который содержит множество интерактивных элементов. У этих двух столиков есть две характерные особенности: многофункциональность и привлекательность.
Играя с этим столиком, малыши научатся новым для себя действиям и узнают, для чего предназначены те или иные рабочие инструменты.
Стол «Рабочие инструменты» невероятно полезен для развития мелкой и крупной моторики ребенка, хватательного рефлекса, а яркая расцветка элементов помогает в развитии световосприятия. Также малышей приучаем к порядку и чистоте, учим раскладывать вещи на свои места.

• Деревянный «Дом – хлев» для домашних животных предоставляет ребенку широкие игровые возможности. Дети легко запоминают названия домашних животных и их детенышей.
• В комплект входят разнообразные фигурки домашних животных и деревьев, который помогают нам создать интересную игровую ситуацию.
• «Дом – хлев» выполнен из натурального дерева. Фигурки животных сделаны максимально реалистичными и раскрашены экологически чистыми красками.

Развитие моторики, ощущения, эмоций — все это достигается в игре с песочницей. Но мы хотим рассказать о песочнице с «Живым песком», который оживит любую детскую игру.
• ЖИВОЙ ПЕСОК — необычная масса для лепки, которая вызывает огромный интерес не только у детей, но по нашему опыту и у родителей.
Это удивительный новаторский продукт, в сфере игр для развития
детей младшего возраста. Это экологически безопасный материал, который можно без опаски отдавать даже в самые чувствительные детские ладошки.
ЖИВОЙ ПЕСОК невероятно мягок и приятен при игре. Детские психологи давно обнаружили, что игры с песком помогают решить множество внутренних проблем современных детей, они позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
• В первую очередь это развитие мелкой моторики. Малышу нужно приложить немало терпения и стараний, чтобы заставить непослушные пальчики делать красивые и аккуратные пирожки.
• Во-вторых, развития воображения. Малышу быстро наскучит лепить одни и те же фигурки из имеющегося набора формочек. Но если предложить ему придумать историю, где главными героями будут песочные актеры, детские игры с песком заиграют новыми красками. Например, можно вылепить целый букет цветов, на который прилетела бабочка, чтобы выбрать самый красивый и отдохнуть на нем. Такие истории можно дополнять даже рисунками на песке, и каждый раз это будет новая сказка со своим неповторимым очарованием.
• В-третьих, это замечательный способ успокоить ребенка. Если маленький непоседа слишком возбужден, потому что переволновался, расстроился, испугался или просто капризничает, песочница быстро поможет справиться с волнением малыша.

Вот так мы используем чудо – песок на своих игровых сеансах

Кварцевый песок
с подсветкой это — цветочная терапия для малышей

Игры с песком – это просто, привычно, естественно и приятно!

Кварцевый песок- это природный материал, поэтому он заряжает
природной энергетикой, расслабляет, приближает к естественной природной среде.

Никому не секрет, что развитие мелкой моторики рук у детей стимулирует процесс речевого и умственного развития ребенка.
Учеными доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук,
имеют более развитый мозг, особенны те отделы, которые отвечают за речь. Следовательно, развивая мелкую моторику рук ребенка, мы развиваем: речь, мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие, т.е. координацию, наблюдательность, воображение, память. Существует понятие мелкая моторика рук и крупная моторика рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками. Со своими малышами мы пересыпаем песочек; лепим; рисуем пальчиками и ладошками рисунки.
Также мы своим детям предлагаем игры с песком, глиной, рисуем пальчиковыми красками, используем на своих игровых сеансах тесто для лепки.
Чем разнообразнее игры на развитие моторики рук, тем эффективнее проходят наши познавательные игровые сеансы.
И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается — в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.
Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему, же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно.

И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается — в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии — в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.
Кварцевый песочек – повсеместно используется логопедами, психологами. В психологии существует целое направление «песочная терапия».
Данный песок не только мы активно применяем на своих развивающих сеансах, но и рекомендуем своим родителям. Объясняя всю его ценность, значимость и приводим примеры:
• Как выстроить доверительные отношения с ребенком?
• Как отвлечь ребенка от просиживания перед телевизором, компьютером, которые вредны для здоровья и морального развития?
• Как справиться со страхами (поход в садик, к врачу, страшными звуками и страшными бабайками)?
• А еще плаксивостью, капризками, истериками, застенчивостью или наоборот бесконтрольным поведением?
Дело в том, что строя картину из песка, ребенок бессознательно переносит на «песочницу» проблемные ситуации из своей жизни. Но разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты он, как Творец, приобретает бесценный опыт позитивного разрешения множества ситуаций (ведь в настоящей сказке всѐ заканчивается хорошо!). Это закрепляется в области бессознательного. И в итоге вы заметите положительные изменения. Это удивительно, но мозг начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

Для чего нужны воздушно-пузырьковые  колонны?

• Релаксация. Водно – пузырьковые колоны обладают расслабляющим и успокаивающим действием, снимают напряжение, способствуют релаксации;

• Антистресс. Пузырьковые колоны благотворно влияют на самочувствие и настроение. Они снимают накопившийся за день стресс, устраняют усталость и успокаивают. Воздушно – пузырьковые колонны благотворно влияют на нервную систему и способствуют извлечению нервных расстройств.
Таким образом, наше оборудование помогает решать образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка. Что является результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к созданию современной развивающей образовательной среды, которая включает в себя материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения.
Наша предметно – пространственная среда в ЦИПР имеет: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector