Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР.

Автор: Винокурова Дарья Вадимовна

Должность: Учитель — логопед

Учреждение: МБДОУ №46

Населенный пункт: г. Красноярск, Красноярский край

Тема: Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР.

Опубликовано: 11.02.2017 20:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР
Проведённый анализ уровня речевого развития будущих первоклассников показал, что в речи детей к моменту поступления в школу наблюдается ряд проблем: односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная»); неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ); неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи); плохая дикция.
Можно сделать вывод, что детский сад должен стать центром, обеспечивающим основу образовательной работы с воспитанниками по развитию речи. Поэтому я решила использовать наглядное моделирование с целью развития связной речи дошкольников. Наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти, а главное развивает речевую деятельность детей.
Исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова) показывают, что наглядное моделирование — это средство формирования разнообразных знаний и навыков, которое оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком. Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. В своей практической работе я использую приемы моделирования на всех этапах коррекционно-развивающего обучения.
Этот метод позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит — готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец). Также включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.
Существуют три вида моделей: 1. предметная модель, которая представлена  в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом (модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.
2. предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
3. графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:
• усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;
• развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.
Пересказ – наиболее легкий вид монологической речи, придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовые авторский сюжет, речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Я рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева. Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки логопед использует различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть. каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.
Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем.Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правило, дети с ОНР ограничиваются лишь называнием персонажей. Тогда предлагается составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.
Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector