Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Как появились фамилии?» Для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Автор: Кудряшова Елена Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 426

Населенный пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Как появились фамилии?» Для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Опубликовано: 12.02.2017 09:04

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
№ 426

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию на тему: «Как появились фамилии?»
для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Составил:
Кудряшова Е.Е.
воспитатель
1 квалификационная категория

Екатеринбург
2016
Тема: « Как появились фамилии?»

Дата проведения: 29 03.2016год

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Образовательная деятельность: речевое развитие

Форма организации: фронтальная (со всей группой), индивидуальная

Цель: Создание у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний.

Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей образовывать от слов фамилии.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать творческое мышление, воображение.
2. Развивать интерес к истории и культуре своего народа.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство уважения к своей фамилии.

Словарная работа: образование фамилий, правильность произношения

Предварительная работа:
1. Дидактические речевые игры.
2. Тема «Профессии».
3. Совместная работа детей и родителей по изучению происхождения своей фамилии.
4. Изготовление герба семьи.
5. Индивидуальная работа с Лихачёвым Р., в организации образовательной деятельности.

Оборудование: мультимедиа, лототрон, футляр от киндер-сюрприза.
Литература:
1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Речевые праздники и развлечения в детском саду. Пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
2. Г. Граубина «Прадеды»
3. С. Михалков «Фамилии»

Аннотация
В конспекте представлен методический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дети вместе с педагогом проводят исследование происхождения фамилий. Развивают интерес к истокам русской народной культуры. Дети узнают о неразрывной связи языка с историей народа.
Конспект адресован логопедам и воспитателям ДОУ.

Ключевые слова: фамилия, имена, вид труда, внешний вид, характер, место жительства, предметы окружающего мира.

Непосредственно образовательная деятельность

Структурный компонент
Содержание
Виды деятельности
Начало непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель читает стихотворение
В нашей группе две Полины
Два Максима, три Ирины.
— Руки ты, Максим, помой!
Идёт один, за ним другой.
— Поленька, цветы полей!
Бегут обе: кто быстрей!
— Ира, рыбок покорми!
Возле рыбок сразу три!
Как же нам их различать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня узнаем о том, как появлялись слова-фамилии.
— речевая

Ход непосредственно образовательной деятельности (основная часть)
Слайд № 1 (центр звезды)
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи и родственники. Фамилии переходят от родителей к детям.
— Подумайте, что было сначала дано человеку, имя или фамилия?
Ответы детей.
Слайд № 2 (селение)
Воспитатель: Раньше фамилий не было. Люди жили в небольших селениях, и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живёт Добрыня, а это изба Марьи».
Слайд № 3 (фото знатных людей)
Воспитатель: Сначала фамилии были у знатных, богатых людей. Позднее решили дать фамилии всем людям. Но где же взять столько фамилий?
Слайд № 4 (фото чиновников в старину)
Воспитатель: Придумывать фамилии приказывали чиновникам – государственным служащим.
Слайд № 5 (машина времени)
— Представим себе, что в наши руки попала машина времени. Эта машина перенесёт нас в прошлое время. И мы посмотрим, ка чиновник давал людям фамилии.
За столом сидит чиновник.
Чиновник: (рассуждает): Где же взять столько фамилий? Вот Пётр. Он сын Ивана. Быть ему Петром Ивановым. А вот Ефим – он сын Марьи. Запишу я его по фамилии Марьин.
Воспитатель: От каких слов чиновник придумал фамилии Иванов, Марьин?
Ответы детей.
Слайд № 6 (к центру звезды устанавливается луч «От имени»)
Воспитатель:
Перед вами лототрон,
Полон разных, он имён.
Возьмите по одному имени и образуйте от них фамилии.
Каждый ребёнок достаёт по одному футляру от киндер-сюрприза, в котором находится карточка с именем, зачитывает его и придумывает фамилию от этого имени.
Чиновник благодарит детей за помощь.
Слад № 7 (вылет 4 фото)
Воспитатель: Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, собирали мёд, охотились. Многие из них получили свои фамилии по виду труда, которым они занимались и прославились.
Чиновник: (рассуждает): Иван – славный мастер. Никто в округе не делает телеги лучше его. Будет он носить фамилию Телегин. Фёдор – хороший рыбак. Вот и дам я ему фамилию Рыбаков. А у Степана всегда богатые хлеба вырастают. Запишу я его по фамилии Хлебников.
Слайд № 8 Воспитатель, демонстрирует детям картинки на слайде с изображением различных видов деятельности людей. Дети образуют фамилии по виду труда.
Проводится динамическая пауза.
Воспитатель называет фамилию, а дети изображают вид деятельности, от которой образована фамилия.
Слайд № 9 (устанавливается луч «По виду труда»)
Воспитатель: Послушаем чиновника и узнаем, как ещё он придумывал фамилии.
Слайд № 10 (эмоции)
Чиновник: Евдоким – добрый. Дам ему фамилию Добряков. Захар – смиренный. Будет, носит фамилию Смирнов. Дарья – весёлая. Будет Веселовой. Марья – грустная – горюет. Будет Горюновой.
Воспитатель: Какую фамилию можно дать хитрому человеку? Смелому? Храброму? Бережливому? Ответы детей.
Слайд № 11 (устанавливается луч «По качествам характера человека»)
Слайд № 12
Воспитатель: Посмотрите на этих людей
( демонстрирует картинки с изображением людей).
— Обратите внимание на их внешний вид. Как выглядит этот человек? (Он толстый.)
Чиновник: Толстый – и фамилию будет носить Толстой.
Воспитатель: Какую ещё фамилию мог бы дать Чиновник толстому человеку. Ответы детей.
Чиновник: А этот выглядит богатырём. Запишу его по фамилии Богатырёв.
Воспитатель: А какие фамилии даст чиновник высокому человеку? Кудрявому? Ответы детей.
— За что люди получили эти фамилии? (За внешний вид).
Слайд № 13 (На звезду устанавливается луч « По внешнему виду»)
Слайд № 14 (фото расположения жилья)
Воспитатель: Иногда фамилия давалась по месту рождения и расположению жилья.
— Василий родился в избе на горе – он будет иметь фамилию Нагорный. А Степан живёт у озера – будет носить фамилию Озеров. Архип родился у реки Волги – будет Волгиным. Дарья живёт у леса.
— Какую ей дать фамилию? (Леснова).
— Какую фамилию дал чиновник человеку, который живёт за полем? (Запольский).
Слайд № 15 (На звезду устанавливается луч «По месту жительства»)
Воспитатель:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых.
Слайд № 16 (с изображение зверей и птиц)
Воспитатель: Фамилий много придумал чиновник, а всё равно не хватает! Где же ещё взять? Попробовал он перебрать зверей и птиц. И мы с вами попробуем образовать фамилии.
Дети образовывают фамилии.
Воспитатель: Ого! Сколько же всего нас окружает! Может и от этих слов можно образовать фамилии?
Дети образуют фамилии.
Слайд № 17 (На звезду устанавливается луч «От предметов окружающего мира»)
Воспитатель: Фамилии таят в себе загадки. И разгадать их непросто. Надо вслушаться в фамилию. А если не получается разгадать её происхождение.
Слайд № 18 (Словарь)
То можно посмотреть в «Словарь русских фамилий», где их огромное количество.
— речевая
-двигательная
— учебная
Окончание непосредственно образовательной деятельности (заключительная часть)
Слад № 19 (Звезда)
Чиновник: Сегодня вы узнали, что раньше фамилии давались (указывает на звезду):
— по имени;
— по виду труда;
— по внешнему виду;
— по характеру;
— по месту жительства;
— от названий предметов окружающего мира.
Воспитатель: А вы получили фамилии от своих предков. С тех пор прошло много лет. И уж нет той связи, которая была между человеком и значением его фамилии.
— Кудряшов может быть не кудрявым. Горюнова может быть всегда весёлой. Кузнецов может быть не кузнецом, а строителем.
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии,
А в человеке!

Воспитатель: Звезда у нас получилась не случайно. Ведь фамилии чем-то похожи на звёзды – они появились давным-давно и сопровождают нас всю жизнь.
Фамилию, дети, достойно носите,
Её уважайте, её берегите.
Трудом упорным старайтесь прославить,
И детям своим оставить.
— речевая
— учебная

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector