Педагогический опыт работы «Защитники Отечества».

Автор: Ликунова Лидия Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Саранск, Республика Мордовия

Тема: Педагогический опыт работы «Защитники Отечества».

Опубликовано: 13.02.2017 19:02

Получить свидетельство      Скачать материал


Представление педагогического опыта воспитателя.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
С 2014 года я работаю над темой «Защитники Отечества» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – одна из наиболее актуальных.
Задача воспитателей и родителей в самом начале дошкольного детства пробудить любовь к Родине, к природе, культурному достоянию своего народа, чувство гордости и уважительного отношения к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, к государственной символике, традициям и общенародным праздникам.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Общеизвестно, что сформировать основы патриотического сознания детей невозможно без воспитания, прежде всего, любви к своей семье, родной земле, истории. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности и причастности к подвигам героев – защитников, желание сохранить и приумножить богатство и славу Отчизны.
Актуальность данного проекта заключается в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни, формированию будущего гражданина; в необходимости серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, полководцами. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание у дошкольников чувства гордости, уважения и любви к ветеранам Великой Отечественной войны: к памяти погибших и ныне здравствующих героев, к защитникам Отечества, Родине, людям старшего поколения, желание заботиться о них. Развитие интереса к истории страны.
Задачи:
— Пополнить знания о том, как защищали свою Родину советские люди в ходе Великой Отечественной войны.
— Показать, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
— Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину, ветеранам Великой Отечественной войны.
— Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.
— Доказать на конкретных примерах, что покорить Россию невозможно, что не перевелись ещё на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков.
Данные задачи охватывают все образовательные области, решаются во всех видах детской деятельности: познавательно – исследовательской, музыкально – художественной, трудовой, игровой, продуктивной, коммуникативной, чтение художественной литературы, двигательной и др., так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют у него первоначальные представления о героическом прошлом нашей Родины.
Теоретическая база опыта.
Наряду с программой воспитания, образования и развития детей 2 – 7 лет в условиях детского сада «Детство» для разработки проекта использовались следующие методики и технологии:
• Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ,2005.
• Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М. :УЦ «Перспектива»,2011.
• Ветохина А. Я., Дмиренко З. С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб: ООО Издательство « Детство – ПРЕСС». 2011.
• Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
• Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию. Издательство « ТЦ СФЕРА», 2015.
• Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей./ Авторы — составители: Антонова Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М.: АРКТИ, 2003.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность
*Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови пословицы о мире», «Каждый предмет на своё место», «Брейн – ринг «Никто не забыт, ничто не забыто» (для родителей и детей).
*Подвижные игры: «Меткие стрелки», «Лётчики», «Разведчики», «Солдаты на параде», «Сильные, ловкие, смелые».
*Сюжетно – ролевые игры.
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
*Экскурсии:
«Посещение музея Боевой славы», «У Вечного огня», «Музей военной техники под открытым небом», «Посещение мемориального комплекса «Вечной славы», «Музей боевой и трудовой славы мордовского народа в годы Великой Отечественной войны».
*Проведение цикла бесед на темы: «Их именами названы улицы», «Ордена и медали победителей», «Всё для фронта, всё для победы», «Герои – панфиловцы», «Дорога жизни», «Памятник – символ (могила Неизвестного солдата) в Москве», «Мир – это главное слово на свете», «Никто не забыт, ничто не забыто». *Просмотр видеофильмов «На Мамаевом кургане тишина», «Их именами названы улицы нашего села», «Битва за Москву».
*Рассказ воспитателя: «Вероломное нападение», «И один в поле воин».
*Творческое рассказывание на тему: «Во имя жизни на земле» (рассказы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны), «История улицы, на которой я живу».
Художественно – эстетическое развитие.
В данной образовательной области использовались музыкально – художественная, художественно – эстетическая и продуктивная деятельность детей.
*Прослушивание песен о ВОВ. Разучивание и исполнение детьми песен времён ВОВ. *Инсценировка песен: «Песенка военного шофёра», «Катюша». *Конструирование: из бумаги «Голубь мира», «Пятиконечная звезда»; из Лего «Военная техника», рисование «Летят самолёты».
Для более целостного восприятия темы: «Защитники Отечества» в группе организовали соответствующую пространственно — развивающую среду: создали мини – музей, тематика которого менялась в зависимости от изучаемой темы: «Фото военных лет», «Мемориальные комплексы в Мордовии», «Памятники защитникам Отечества», «Герои Советского Союза», «Полные кавалеры ордена Славы», репродукции с картин о ВОВ и другие. Выставка детских работ: «Нам нужен мир». Здесь ребёнок может рассмотреть иллюстрации, книги, наборы открыток, изображающих батальные сцены, города – герои, памятники участникам второй мировой войны, набор картинок «Защитники».
Занимаясь формированием у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитанием чувства гордости за свою страну, чувства уважения к памяти погибших и ныне живущих ветеранов, мы решили привлечь родителей воспитанников. Многие семьи приняли участие в конкурсе рисунков «День Победы», «Наша армия родная». Как приятно было видеть счастливые лица ребят и слышать : «Это мы вместе рисовали». Подготовили видео презентации: «Их именами названы улицы нашего села», «Битва за Москву», презентация «На Мамаевом кургане – тишина», видео, аудио альбом «Песни военных лет». Дети с удовольствием слушают и поют песни, с гордостью рассказывают о подвигах своих прадедов.
Анализ результативности.
В ходе проделанной работы дети познакомились с важнейшим этапом в жизни нашей страны, у них сформированы представление — мы победили в ВОВ потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их именами названы улицы, в их честь слагаются стихи, пишутся песни и книги, воздвигаются памятники; они научились осознанно проявлять заботу о старшем поколении, познакомились с государственными наградами.
Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнёрские отношения с воспитателями, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.
Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Детскому саду в своей работе необходимо «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» (ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»). В нравственно-патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector