Работа с детьми в экспериментальном режиме.

Автор: Заплохова Мария Владимировна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад №77»

Населенный пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Тема: Работа с детьми в экспериментальном режиме.

Опубликовано: 14.02.2017 08:41

Получить свидетельство      Скачать материал


«Особенности работы с детьми в режиме эксперимента»

План
• Притча о мудрости
• Правила работы с детьми
• Психолого – педагогические механизмы развития интеллектуальных способностей
• Направления работы при развтии интеллектуальных способностей
• Притча «Все будет хорошо»

ПРИТЧА О МУДРОСТИ
У великого императора Акбара было девять мудрецов. Однако незаметно было, чтобы он мог чему-нибудь научиться у них.
И вот однажды Акбар, сильно разгневанный, призвал к себе своих мудрецов и сказал: «Люди твердят, что вы — величайшие мудрецы в мире. Но сколько вы уже здесь, а я от вас ничему не научился! Тогда, что вы здесь делаете?»
С одним из мудрецов пришел ребенок, он очень хотел посмотреть на царский дворец. И услышав гневные слова императора, он рассмеялся. Акбар возмутился: «Это что еще такое? Да знаешь ли ты, сын греха, в чьем присутствии осмелился ты раскрыть печать недоумия своего?»
И ребенок ответил: «Прости, о великий царь, да буду я жертвой за тебя! Смех мой не оскорбить тебя направлен, смех мой — против молчания мудрецов, ибо ведома мне причина их молчания, как ведомо и то, почему ты не в состоянии чему-нибудь научиться у них!»
Акбар пристально взглянул в глаза ребенка. Лицо его дышало чистотой детства и невинности, и в то же время оно было древнее времени. И Акбар спросил: «Может ты можешь научить меня чему-либо?» Ребенок спокойно ответил: «Да, могу!» — «Что ж, тогда учи!» — «Хорошо, но прежде ты спустишься со своего трона, а я сяду на него. И тогда ты будешь спрашивать меня как ученик, а не как царь».
Акбар и впрямь сошел с трона и сел на пол у ног ребенка, а тот, устроившись на троне, сказал: «Ну, вот! Теперь спрашивай!»
Акбар так и не спросил. Он коснулся головой праха у ног ребенка и молвил: «Да преумножатся знания и мудрость твоя! Теперь отпала нужда в вопросах. Простым смиренным сидением у ног твоих я уже многому научился».
Правила работы с детьми
• Развитие через игру;
• Отказ от догм обучения, т.е. любая мысль ребенка принемается как верная;
• Свобода слова и действия, т.е. каждый ребнок имеет право высказаться и поэкспериментировать;
• Учет желаний и предпочтений ребенка;
• Использовать разнообразные игровые приемы

Психолого – педагогические механизмы
развития интеллектуальных способностей
Чтобы понять, как интеллектуально развивать детей с точки зрения внутренних психолого – педагогических механизмов, давайте представим развитие интеллектуальных способностей в виде некоего «айсберга», и рассмотрим его существующие пласты.
• Функциональный – самый верхний пласт интеллектуального развития, то, что «лежит на поверхности», та самая «верхушка айсберга», видная всем, в том числе и участникам. Это видимый пласт: кто и как действует, насколько увлечены участники этой деятельностью и т.д. Данный пласт находится в прямой зависимости от задач, которые ставятся перед участниками.
• Педагогический пласт – это создающий, формирующий уровень, корректирующий методы воздействия, вырабатывающий стратегии развития (планируем, выдвигаем гипотезы, ставим цели, выбираем методы воздействия)
• Психологический пласт. На этом уровне важно видеть развивающее влияние на психику детей: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, регуляция эмоционального состояния, приобретение коммуникативных навыков и т.д.
• Физиологический пласт интеллектуального развития оказывает влияние на регуляцию физиологических процессов организма: реализацию потребности в двигательной и познавательной активности, формирование тормозящей функции головного мозга, насыщение организма кислородом, предупреждение переутомления и умственных перегрузок, истощение организма.
• Личностный пласт. Самый невидимый слой интеллектуального развития. Он направлен на отсроченный результат, приводящий к личностному росту участников, проявляется значительно позже окончания развития интеллектуальных способностей.

Из всего выше изложенного, можно выделить направления работы при развитии интеллектуальных способностей

Направления работы
при развтии интеллектуальных способностей
Подразумевают использование игр в которых нет заведомо верного решения.
Творческие задания, игры — фантазии
Игры направлены на создание новых образов из подручного материала, развитие пространственного восприятия.

Фигурки из проволоки
Развивается: Понимание причинно-следственных связей, образное мышление, фантазия и творческие способности, общая моторика, навыки решения проблем
Материалы: мягкая проволока разного цвета
Порядок действий
Положите перед ним проволоку. Покажите ребенку, как можно загибать, крутить, закручивать, соединять проволоку с помощью пальцев. Позвольте ребенку делать с проволокой все, что он захочет. Если у него вначале возникнут проблемы, предложите ему свои идеи: как можно проволоке придать форму животного, человека, буквы, цифры, здания и т. д.
Возможные варианты. Поработайте с ребенком над общим большим проектом: например, сделайте зверинец, город со всевозможными зданиями и людьми, большую семью и т. д.
Разноцветные фантазии
Развивается: Мелкая моторика, воображение, понимание причинно-следственных связей, закрепление знаний геометрических фигур, букв, пространственное восприятие.
Материалы: Коктейльные трубочки, крестики дистанционные, продаются в строительных магазинах
Порядок действий:
Возьмите три трубочки с гофрированным сгибом. Сложите вдоль короткую часть одной из них и вставьте в длинную часть другой. Короткую часть второй трубочки вложите в третью. Замкните контур- получиться треугольник. Немного фантазии — и ваша коллекция пополниться квадратом, трапецией, пятиугольником…
Эти фигуры можно демонстрировать ребенку, предлагая выбрать из них ту, которую вы назовете. А можно попросить малыша собрать их самостоятельно. Не мешайте ребенку делать выводы: «Какая фигура получиться из трех трубочек?», «Какую фигуру можно построить из двух трубочек?».
Если вместе с трубочками использовать «крестики дистанционные» — это позволит сделать фигуры объемными.

Подвижные игры
Игры, способствующие формированию умения быстро переключать внимание с одного объекта на другой, снять мышечное напряжение,
Овощи
Материалы: картинки с изображением овощей (по количеству детей).
Развивается: расширяется словарный запас; внимание, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Порядок действий: Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением овоща. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название какого-либо из овощей. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать овощ, изображенный на карточке любого игрока. После того, как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок — побыстрее назвать следующий овощ.
Игра продолжается.

Экспериментирование
Игры учат детей проверять информацию, находить варианты решения путем собственных сапмостоятельных действий.

Секретное письмо
Материалы: лист бумаги и кисточка, молоко, лимонный сок, йод.
Развивается: Аналитическое мышление, воображение, умение решать поставленные задачи, внимательность
Порядок действий: Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
♦ Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дать высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
♦ Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите бумагу.

Словесные игры (словотворчесво)
Речь — показатель образованности, эрудированности, грамотности. Поэтому этому направлению уделяется особое внимание.

Что хорошо — что плохо
Цель: упражнять детей в предвидении результатов и выдвижении фантастических гипотез (импликация).
Материал: картинки различных сюжетных ситуаций, природных явлений.
Ход игры. Взрослый рассказывает ребенку, что в каждом явлении существуют положительные и отрицательные моменты. Например, когда идет дождь, но питает все растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.
Попросить объяснить ребенка, чего хорошего и плохого существует в следующих явлениях:
• Снегопад
• Просмотр передач
• Отдых на пляже
• Листопад
• Купание в реке
• Прогулка в лесу

Исключение лишнего слова
Берутся любые три слова, например «собака», «персик», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «персик» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.
Задание учит классификации по свойствам.
Слова для игры:
• Человек, машина, дерево
• Яблоко, попугай, книга
• Компьютор, вертолет, ребенок
• Компот, цветок, ваза
• Автобус, лошадь, стул
• Ручка, деньги, кольцо
• Огонь, апельсин, девочка
• Гвоздь, расческа, стекло
• Колесо, остров, земля
• Лед, доска, мороженое

Существительно — прилагательное
Материал: мяч, набор слов
Развивается: словарный запас, воображение
Инструкция: «Вам нужно образовать прилагательное от предложенного мною слова. Например, слово СТЕКЛО вам нужно образовать прилагательное СТЕКЛЯНАЯ. Мы попробуем проиграть усложненый вариант игра, образовывая прилагательные от слов, не имеющих таких производных. Начинаем…»
Слова: дерево, стул, люстра, туфли, мяч, ракетка, кофта, прическа, пианино, ключ, ковер, ручка, бант, кнопка, тюль, моль, жираф, луч, таблица, дыра, усы, палец, ластик, шарф, шнур, колодец, дискета, лупа, печенье.

Игры — соревнования
Для детей с высоким уровнем — подразумевают соревновательный эффект, предсвление себя, отожествление от других и чувство сплочнности одновременно.
Зачеркни лишнюю фигуру
(варианты игр: Дорисуй фигуру, Заверши логический ряд)
Дети делятся на две команды. Каждой команде дается один на всех ребят бланк с заданиями. Когда задание выполнит первый участник передает блак следующему. Выигрывает та команда, которая раньше другой, и правильнее выполнит задание. Бланки с заданиями можно менять.

ПРИТЧА «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО»
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!»
Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.
И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Упражнение «Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Инструкция участникам: «Сейчас по кругу я буду передавать мяч, и задавать ассоциации, на которые нужно отвечать сразу, не задумываясь. Например: если бы наша встреча была животным, то это была бы…». Затем ведущий передаёт (или перекидывает мяч участникам, если их много) и задаёт ассоциации:
«… цветком», «… птицей», «… насекомым», «… настроением», «… погодой»,
«… жестом», «… словом», «… по возрасту», «… по времени суток», «… по времени года», «… по темпераменту».

Рефлексия (анкета Бланк обратной связи)
В конце занятия участникам раздаются бланки обратной связи, которые ведущий предлогает заполнить (см. приложение)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector