Воспитание правильного дыхания у детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Автор: Вяткина Тамара Викторовна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: г. Котлас, Архангельская область

Тема: Воспитание правильного дыхания у детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Опубликовано: 14.02.2017 15:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Вяткина Тамара Викторовна ,
инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62
«Аленький цветочек»
город Котлас, Архангельская область

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наблюдаемое у детей поверхностное, неглубокое, учащенное дыхание не обеспечивает полной потребности организма ребенка в кислороде и отрицательно сказывается на его работоспособности: у детей наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость, тревожный сон, снижение аппетита.
Изучив мониторинг заболеваемости детей в ДОУ было определенна устойчивая тенденция увеличения заболеваемости, связанная с органами дыхания.
Поставила цель: формирование у детей умений и навыков правильного дыхания.
Задачи:
-Расширить знания детей о дыхании.
-Познакомить детей с разными играми упражнениями для развития правильного дыхания
-Развивать наблюдательность и любознательность.
-Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей, педагогов.
-Создать в группе пособия для обучения правильному дыханию.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п. Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание:
-Выполнять дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
-Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).
-Одежда должна быть свободной, не стеснять движений.
-Прежде, чем приступить к дыхательным упражнениям, необходимо потянуться всем телом. Дыхательное упражнение начинать с энергичного выдоха.
-Не переутомляться.
-Дозировать количество и темп проведения упражнений
-Дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
-Вырабатывать привычку ежедневно очищать носоглотку, используя для этого обычную воду.

Обучение правильному дыханию нужно начинать с младшего возраста ,
Начинать лучше с игры с предметами, с которыми можно действовать. Цель: Побуждать ребёнка к произвольному выдоху :
«Султанчик». Султанчик (легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
«Ветерок». Взрослый предлагает ребёнку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папирусной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребёнка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денёчек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек-ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
«Бабочка, лети». Взрослый показывает ребёнку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закреплённую по центру ниткой, дует на неё. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала, Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится — Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнка, побуждая ребёнка подуть на неё.
«Кораблик». Взрослый предлагает подуть на лёгкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
«Разноцветные шарики» В прозрачную бутылочку поместить разноцветные шарики диаметром не более 1 см,трубочка для коктейля
Игровые упражнения могут быть самые разные: как индивидуальные, так и подгрупповые, носящие соревновательный характер. Например, «Кто сильнее дунет?», «Кто дует дольше?», «У кого шарики выше поднимутся?», «У кого быстрее шарики закружатся?» и т. д.
Мыльные пузыри. Надувая мыльные пузыри, дети отлично проведут время и будут неосознанно делать дыхательную гимнастику.
Для более старших детей можно использовать игры-соревнования: кто быстрее заставит кружиться бумажную мельницу, задует свечу. Эти упражнения на выдох могут выполняться попеременно (ртом и носом).
«Снегопад» Играющим раздают по небольшому кусочку ваты, его надо слегка «потрепать», чтобы он летел как пушинка. По сигналу ведущего все подбрасывают свои «снежинки». Теперь задача играющих — не дать снежинке упасть: но на них можно только дуть. Тот из играющих, чья «снежинка» дольше всех продержится в воздухе, считается победителем.
Игры-эксперименты: Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, а в другой — чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть с помощью трубочек для коктейля. Задача ребёнка играть так, чтобы не пролить воду. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, можно дуть сильно.
Дошкольников нужно учить формировать носовой вдох: «Ароматные коробочки» Для проведения игры необходимо подготовить две одинаковых коробочки с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки…) Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки марлей. Ребёнок вдыхает носом и по запаху определяет, что лежит в коробочке.
Творческие игры : «Капелька» формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох. Для игры необходима соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, «капелька» бежит и оставляет за собой след. Затем этот след предлагается дорисовать, превратив в предмет.
Рисунки на стекле. Это занятие придется по душе всем детям. Надо сделать хороший выдох на стекло чтобы оно запотело и пальчиком сделать рисунок.
Индейцы. Во время игры нужно издавать боевой клич индейцев. Кричать то открывая, то закрывая ладонью рот.
Для старших дошкольников кроме игр хорошо включать дыхательные игры в различные виды гимнастик: утреннюю, оздоровительную, речевую. Также, чтобы у детей поддерживался интерес к выполнению упражнений хорошо их объединить в сюжет. Например:
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.(проговаривание несколько раз). Надо подкачать колёса. «Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону. Снова едем на машине и встретили ежа . «Сердитый ёжик» Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-ф» (3-5 раз)
Плавание хорошо влияет на развитие дыхания. Однако не всем детям по медицинским показаниям разрешается посещать бассейн. Для таких детей провожу занятия на «Тропинке Здоровья». Такие занятия включают упражнения на развитие дыхания, на профилактику плоскостопия, силовые упражнения.
К формированию правильного дыхания у дошкольников привлекла воспитателей, родителей через следующие формы работы: мастер-класс «Учимся дышать, при проведении занятий в бассейне», практикумы «Игры на свежем воздухе», «Профилактика болезни», конкурс «Поиграем с ветерком», выставка пособий для развития дыхания( покупных и изготовленных своими руками). Используя покупные пособия -дудочки, губные гармошки, свистульки- в старших группах создали мини-музей этих игрушек, подобрали игры с ними.
По результатам мониторинга понизился уровень заболеваемости верхних дыхательных путей, составлена подборка игр для использования в различных видах гимнастики, педагоги стали использовать больше игровых пособий для развития правильного дыхания. Не зря говорят «Правильно дышим -меньше болеем».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector