Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Автор: Шкаричева Елена Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: г. Котлас, Архангельская область

Тема: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Опубликовано: 14.02.2017 15:28

Получить свидетельство      Скачать материал


Шкаричева Елена Васильевна , воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62
«Аленький цветочек»
город Котлас, Архангельская область

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСА ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЮ

В дошкольном возрасте большое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики. Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Мелкая моторика взаимодействует: с речью, с мышлением, с вниманием, со зрительной и двигательной памятью, с воображением, с наблюдательностью, координацией.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Из наблюдений за детьми моей группы во время самостоятельной деятельности я заметила, что не всем детям нравятся игры по развитию мелкой моторики, но многие любят рисовать, мять пластилин. Передо мной встал вопрос: как сделать так, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной творческой изобразительной деятельности и в то же время развивать мелкую моторику. Поэтому, целью моей работы стало: формирование мелкой моторики у младших дошкольников, через нетрадиционную технику изобразительной деятельности-пластилинографию. Я поставила перед собой следующие задачи:
1.Познакомить детей с — пластилинографией.
2.Учить детей приемам лепки: отщипывать кусочки, скатывать, раскатывать, расплющивать, надавливать, размазывать.
3.Повысить интерес к изобразительной деятельности.
4.Развивать творческие способности.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в « рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.  Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Занятия пластилинографией способствуют:
1.Развитию мелкой моторики.
2.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
3.Развитию творческих способностей.
4.Сенсомоторной координации и пространственной ориентации.
5.Снятие мышечного напряжения и расслабление.
Основные приемы лепки используемые в пластилинографии:
1.Скатывание — формирование шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями между ладонью и столом. Маленький шарик, скатывают между большим и указательным пальцами.
2. Сплющивание – сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек пластилина сплющивают двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек пластилина – придавливают между ладонями .
3.Раскатывание – формирование фигур цилиндрической формы путем скатывания его вперед-назад между ладонями. Чтобы получить длинный и тонкий жгутик, то лучше его раскатывать на доске, слегка прижимая ладонью. Ленточки-полоски делают приемом расплющивания из валика.
4. Разрезание – деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера. 
Разрезание слоеного пластилина: необходимо несколько цветных пластилиновых лепешек или валиков уложить слоями друг на друга и разрезать. 
Создание фактурной поверхности можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой . Отпечатки
различными предметами получаются, если использовать в работе зубочистки, колпачки от фломастеров, старые стержни от ручки, коктейльные трубочки.
5.Смешивание пластилина – соединение не более 2-х цветов пластилина одновременно, хорошо разогреваются в руках и скатываются в один валик. Полученный валик перегибают пополам, тщательно раскатывают и складывают пополам до тех пор пока кусок пластилина не станет однородного цвета. 
Эффект «мраморности» : пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.
6.Размазывание — надавливание на скатанный шарик пластилина указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
7.Прищипывание соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Изучив приемы лепки, приступила к обучению детей технике пластилинографии . Она велась в несколько этапов:
1.Знакомство со свойствами пластилина, освоение простейших приемов лепки: отщипывание, скатывание, раскатывание, надавливание, сплющивание, размазывание, правильная постановка пальца. Для этого я использовала игры: «Чья змейка длиннее?», «На что похоже?», «Разноцветные мячики», «Назови форму», «Назови цвет», «Тонкий и толстый», а также стихотворные тексты. Прием раскатывания: Едет, едет паровоз- две трубы и сто колес: «Чух, чух, чух, чух». Прием скатывания: Маленькая птичка принесла яичко. Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем. Прием сплющивания: Шарик в пальчики возьму, на него я надавлю. Шарик крепче я сжимаю и лепешку получаю. 2.Закрепление приемов в совместной деятельности с воспитателем. 3.Использование умений в самостоятельной деятельности. Проводилась и работа с родителями.
1.Консультации: «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики», «Игры на кухне», «Весёлая кулинария», «Нетрадиционные техники рисования».
2.Выставки: «Чудеса пластилинографии» (работы детей), «Ловкие ручки» (совместные работы родителей и детей).
3. Участие детей и родителей в конкурсах по изобразительной деятельности.
После проведенной работы сделала следующий вывод: занятия пластилинографией благотворно влияют на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, формирование навыков лепки и желания творить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector