Единое культурно-образовательное постранство (детский сад — семья) как условия воспитания счастливого ребенка.

Автор: Володина Татьяна Барисовна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Рябова Леся Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад №54 «Малыш»

Населенный пункт: г. Осинники, Кемеровская область

Тема: Единое культурно-образовательное постранство (детский сад — семья) как условия воспитания счастливого ребенка.

Опубликовано: 14.02.2017 18:54

Получить свидетельство      Скачать материал


ЕДИНОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОСТРАНСТВО (ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЯ) КАК УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА
Т.Б. Володина — воспитатель, Л.М. Рябова – воспитатель.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш», г. Осинники, Кемеровская область, Россия

Детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с доверчивым малышом находятся родители, на другом этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Если родители и воспитатели объединяют свои умения и обеспечивают малышу защиту, комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, то можно с уверенностью сказать, что условия для воспитания счастливого ребенка созданы.
Что же включает в себя понятие «единое культурно-образовательное пространство детского сада и семьи». Это модель ценностно-ориентированного и культуросообразного семейно-педагогического взаимодействия, способствующая воспитать успешную личность.
Рассматривая сущность такого сообщества, можно выделить их основные признаки:
• партнерская основа отношений и взаимодействия между семьей и детским садом;
• взаимная помощь.
Задача педагогов — помочь родителям осознать свою родительскую воспитательскую миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка.
Задача родителей — помочь воспитателям, не ломая позитивных семейных традиций воспитания, развивать способности детей, используя пространство выбора и самостоятельности.
Изменения подходов образовательной деятельности в детских садах, во всех ее составляющих: цели, содержания, управление, их гуманизация — требую адекватности работы с семьей.
Таким образом, низкая культура семейного воспитания с одной стороны, и изменения социально-культурной направленности образовательной деятельности дошкольного учреждения, с другой, подводят нас к необходимости строительства новой системы семейно-педагогического взаимодействия. Т.е. создание модели единого культурно-образовательного пространства, которую должны вместе простроить родители и педагоги, где малыш будет себя комфортно чувствовать и развиваться и каждый субъект в этой модели сообщества будет стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.
Именно такому ценностно-ориентированному, культуросообразному сообществу, способствующему развитию самоценности личности, формированию устойчивости ее мотивации на подлинные смыслы и ценности жизни: семья, Родина, объединяющая культура, должны отдать предпочтение и семья и детский сад.
Создание единого культурно-образовательного пространства — задача не из легких, но каждый педагогический коллектив стремится к этому и может поделиться опытом о сотрудничестве родителей и педагогов.
Наш педагогический коллектив, выявив необходимость эффективного партнерского взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, выстроил алгоритм деятельности) В его основу был заложен комплексный подход к организации взаимодействия детского сада и семьи, предложенный Татьяной Николаевной Дороновой, в котором выделены три взаимосвязанных направления работы) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи; повышение уровня педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «педагог-руководитель-родитель».
Повышение уровня педагогической культуры родителей простроили по двум формам организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
• Установление тесного контакта с родителями через активные формы работы. В них включены помимо традиционных: групповые и общие собрания родителей, педагогические советы, «круглые столы», семинары-практикумы, лектории, так же и нетрадиционные формы и методы работы с семьей: «Школа для родителей», «Мини походы», совместные праздники и утренники, совместное выполнение творческих работ, выпечка пирога, ярмарки, творческие гостиные, работа семейных клубов, конкурсы и др.
• Установление дистанционного общения с помощью информационных листов; радиогазет на различные темы; кинолекториев, которые позволяют использовать как короткометражные научно-популярные, так и хроникально-документальные фильмы; буклетов, газет, пометок и др.
Опыт детского сада № 7 «Новые организационные формы взаимодействия с семьей», который был представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в интересах развития личности ребенка в новых социально-экономических условиях», посвященной 60-летию Кемеровской области и 85-летию дошкольного образования Кемеровской области успешно используется педагогическими коллективами детских садов нашего города. Грамотное внедрение опыта детского сада № 7 помогло педагогам без формализма сблизиться с семьями наших воспитанников, укрепить и развить эти ценностные отношения.
Простраивая взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, мы cтолкнyлиcь с проблeмoй — отсутствие единого понятия «счастливый ребенок». Родители, как правило, узко трактуют понятие «счастливый ребенок», считая, что счастливый ребенок — тот, который хорошо кушает, не болеет и к концу дошкольного возраста умеет читать, считать и писать. Воспитатели, конечно же по-другому мыслят о воспитании счастливого ребенка, педагоги признают самоценность детства, принимают ребенка таким, какой он есть. Понимают, что ребенок в дошкольном возрасте должен не пройти, а именно радостно и содержательно прожить все этапы детства.
Лучший путь сделать детей успешными – сделать их счастливыми, т. е. воспитать у детей самостоятельность, сформировать умение адаптироваться в различных ситуациях, расширить для ребенка мир, помочь ему в своих силах, успешность на следующей образовательной ступени и в жизни. Ребенок в новых условиях должен стать социально активной и функционально грамотной личностью.
Наступивший 2008 год объявлен Годом Семьи. Это еще один шаг к укреплению основ нашего государства. Ведь нет ничего дороже, чем жить в кругу самых близких людей — в семье.
Чтобы воспитать счастливого ребенка, и у педагога и у родителей должны быть сформированы следующие убеждения:
• чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить;
• тот, кто занят воспитанием души и духовности ребенка, должен верить в самого ребенка;
• верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
Счастливый ребенок — это ребенок, который умеет находить общий язык со сверстниками, строить свои отношения с воспитателями на основе равноправного сотрудничества. Это связано еще и с тем, что ведущей социальной потребностью ребенка дошкольного возраста является общение со сверстниками и взрослыми. Если ребенок неудовлетворен общением со взрослыми и детьми, это ведет к снижению положительного тонуса. Отсюда — застенчивость, пугливость, нерешительность, замкнутость или, наоборот, агрессивность, то есть черты, которые приводят к изоляции такого ребенка в группе сверстников.
Противоречие: с одной стороны — осознанное, уже на уровне государства, необходимость формирования у детей навыка равноправного сотрудничества, с другой — отсутствие четкой дидактической системы формирования таких отношений. Исходя из данной проблемы, одной из целей моей деятельности является создания условий для формирования навыков равноправного сотрудничества с окружающими людьми.
Одним из важных условий налаживания доброжелательных партнерских взаимоотношений является положительное эмоциональное состояние ребенка. Постепенно у старших дошкольников накапливается индивидуальный опыт взаимоотношений, что оказывает положительное влияние на характер последующих контактов с окружающими людьми и с самим собой. Виды сотрудничества и общения имеют 3 магических направления (представлены на слайде):
• сотрудничество со взрослыми
• сотрудничество со сверстниками
• сотрудничество с собой.
• построение сотрудничества со взрослыми требует создания таких задач, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и побуждают детей к поиску новых способов действия и взаимодействия
• построение сотрудничества со сверстниками требует такой соорганизации действия детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации
• построение учебного сотрудничества ребенка с самим собой предполагает обучение детей умению фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.
Поскольку формы сотрудничества не складываются стихийно, их надо целенаправленно строить на протяжении всего дошкольного, а позднее и I школьного детства. Данная задача решается нами на любом предметном материале. Однако существует наиболее адекватные содержательные формы, позволяющие эффективно организовывать ситуации сотрудничества. Одной из таких форм является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность очень активно реализуется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Но нас интересуют возможности театра в организации сотрудничества детей дошкольного возраста. С точки зрения педагогической привлекательности театр сочетает в себе игровую природу и социальную направленность. В театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, заорганизованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Театральная игра обладает очень важными особенностями: эта деятельность интересна всем — и детям, и взрослым, т.к, есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакля, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. В процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др.) и родителями.
Каждый участник театрализованного действия проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать, координировать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами, т.е. восстанавливать однопредметность.
Прежде, чем проектировать совместную деятельность, необходимо определить принципы организации данной деятельности.
Важной особенностью моей работы является то, что всем детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что они действуют в одинаковых ролях, не зависимо от их
способностей. В свой репертуар я включаю фольклор народов мира, русскую и мировую классическую поэзию, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
Театрализованная деятельность детей не подразумевает специальных утомительных репетиций. Эту работу я планирую в «утро радостных встреч».
Мною также разработана модель занятий с детьми.
Все театрализованные игры и упражнения сгруппированы по направлениям.
Эффективная организация театрализованной деятельности невозможна силами одного воспитателя, поэтому в Центре развития ребенка в рамках данного направления осуществляется тесное взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения.
• музыкальные занятия;
• ритмопластика;
• сказочный театр физической культуры;
• психологические тренинги, этюды;
• культура и техника речи;
• творческая и мини-мастерская
Решением проблемы формирования навыков сотрудничества я занимаюсь второй год. Отслеживала такие качества, как любознательность, самооценка, коммуникативность, уважение к личности сверстника и взрослого, владение различными формами общения и др.
График показывает положительную динамику (прилагается). И хотя на формирование данных качеств влияет множество факторов, мы вправе говорить о значимости театрализованной деятельности и равноправного сотрудничества в детском саду.
Детство — особая пора в жизни человека, в это время ребенок открывает для себя мир. «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое», — писал Станиславский, (в конце сказать, что концепция и ее назвать, представлена на выставке)

Литература
• Алёшина, Ю.Е., Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина.,- 2-еизд. – М.: Класс, 2000 – 208 с.: ил. – (Библиотека психологии и психотерапии). – ISBN5863751118

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector