Приобщение старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины в ходе выполнения исследовательских проектов.

Автор: Алехина Елена Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ ЦРР детский сад № 24

Населенный пункт: г. Ишим, Тюменская область

Тема: Приобщение старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины в ходе выполнения исследовательских проектов.

Опубликовано: 14.02.2017 19:17

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 24

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Приобщение старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины в ходе выполнения исследовательских проектов»

Автор:
Воспитатель высшей категории
Алёхина Е.Ю.

Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Теоретическое обоснование необходимости введения в образовательный процесс ДОУ проектного метода на материале краеведения и историко-культурных традиций малой Родины с целью воспитания патриотических чувств у старших дошкольников………………………….. 8
Проектный метод в деятельности ДОУ………………………………….. 8
Исследовательское обучение детей старшего дошкольного возраст… 10
1.3. Патриотическое воспитание дошкольников…………………………… 15
1.4 Приобщение дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины…………………………………………………………………………. 16
1.5 Исследовательский проект как одна из основных форм приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой
Родины. ……………………………………………………………………… 19

Раздел 2. Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по темам исследовательских проектов, разработанным на краеведческом материале и историко-культурных традициях малой Родины. ………….. 22
2.1. Из опыта воспитателей по организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….. 22
2.2. Тематика проектов детей, разработанных на краеведческом материале и на историко-культурных традициях………………………………………… 24
2.3.Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации работы над проектом. ……………………………………………………………………… 27
Раздел 3. Мониторинг сформированности патриотизма у детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………… 35
Список литературы…………………………………………………………………..46
Приложение 1 ……………………………………………………………………47
Приложение 2…………………………………………………………………….51
Введение
Актуальность.
Одна из важнейших задач современного общества – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, т.к. это период становления личности. Именно в этот период закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Патриотизм (греч.- земляк, соотечественник; любовь к родине) – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.
Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организм его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района, звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыхания травы, смены времени года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, приобретает все большее значение национально-региональный компонент. И это правильно т.к. воспитывается любовь к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт, а это позволяет формировать у дошкольника представление о том, чем славен родной край: своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Формировать в ребенке чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордиться достижениями своего края, любит труд и уважает людей труда, с уважением относиться к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Сейчас наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще в детские души вторгается телевидение, компьютеры. Произошла смена кумиров, в качестве образца предлагается не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Именно в дошкольном возрасте происходит воспитание патриотизма в детях в тесном контакте с семьёй. Но утрачиваются прежние традиции, а новые еще не успели сформироваться. Углубляется кризис в духовной сфере.
Необходимо повысить интерес к устному народному творчеству, чтобы дети больше использовали в своей речи пословицы, поговорки; в сюжетно ролевых играх – потешки; при организации игр использовали считалки; играли в народные игры-забавы. При этом у детей обогащается и развивается речь, они становятся раскрепощенней, активней, в большей степени появляется уважение к взрослым. Улучшатся взаимоотношения: в семье, с друзьями, между соседями, с чужими людьми. Станут особые, внимательные, доброжелательные отношения между близкими людьми в семье. Дети будут уступать, пропускать, будут вежливыми, больше улыбаться, не ссориться, помогать друг другу. Уметь откликнуться на боль своих друзей, помочь, чем можешь, беречь друг друга.
Актуальность проблемы позволила нам определиться с выбором темы исследовательского проекта: «Исследовательский проект как средство приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины».
Объектом исследования является педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, направленный на ознакомление старших дошкольников с историко-культурными традициями малой Родины, а предметом исследования – работа над исследовательскими проектами детей старшего дошкольного возраста, связанными с историко-культурными традициями малой Родины.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования исследовательских проектов детей как средства приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.
Гипотеза исследования: предположим, что приобщение старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины в ходе выполнения исследовательских проектов будет способствовать воспитанию патриотических чувств.
Цель исследования, его объект, предмет и гипотеза предопределили совокупность подлежащих решению задач:
Изучить состояние данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Выявить и экспериментально проверить особенности использования исследовательских проектов детей как средства развития интереса старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.
Разработать и реализовать мониторинг развития интереса старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.
Разработать тематику исследовательских проектов, основанную на материале краеведения историко-культурных традиций малой Родины.
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по теме «Исследовательский проект как средство приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины».
Решению поставленных в исследовании задач способствует совокупность методов:
Теоретические (анализ и синтез научной, методической, педагогической литературы, электронных образовательных ресурсов);
Эмпирические (наблюдение за образовательным процессом, рефлексивный анализ, опрос родителей, диагностика детей);
Статистические: (обобщение и систематизация экспериментальных данных, их графическое отображение).

Логика и этапы работы по проекту.
Поисково-теоретический этап (с 1.09.2009 – 1.09.2010) Изучение и анализ литературы по проблеме исследования; определение и формирование цели, рабочей гипотезы и задач исследовательского проекта.
Опытно-экспериментальный этап (с 1.09.2010– 1.09.2012) Работа с детьми над исследовательскими проектами. Определение тем и выбор тем детьми.
Завершающий этап (с 1.09. 2012 – 1.05.2013)
Разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОУ. Анализ полученных результатов в ходе исследовательской работы, обработка и систематизация, определение эффективности экспериментальной работы, обобщение материалов.
Научная новизна исследования:
рассматривается исследовательский проект как средство приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.

Практическая значимость исследования:
материалы по организации проектной деятельности детей могут быть использованы в работе педагогов.
Ожидаемый результат исследования:
1.Проекты детей как продукт исследовательской деятельности по достижению цели и раскрытию темы каждого проекта, разработанного на краеведческом материале и историко-культурных традициях малой Родины.
2. Сформировать у детей патриотические чувства
3.Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации работы над проектами с целью развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены ключевые понятия нашего исследования:
Патриотизм (греч.- земляк, соотечественник; любовь к родине) – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.
Чувство патриотизма – любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриот – личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Проект – реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

Раздел 1. Теоретическое обоснование необходимости введения в образовательный процесс ДОУ проектного метода на материале краеведения и историко-культурных традиций малой Родины с целью воспитания патриотических чувств у старших дошкольников.
1.1 Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Поэтому их и называют «почемучками». Самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему требуется помощь. Помощь, направленная на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Решить эту проблему поможет проектная деятельность. Именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы).
Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Он представлял учебный процесс – как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивают и обогащают последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов начала прошлого века (Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина), а затем был запрещен.
В настоящее время метод проектов все активнее используется в практике детских садов. Встает вопрос, зачем нужны проекты?
— помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
— помогает осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;
— способствует развитию творческих способностей детей;
— способствует умению наблюдать;
— способствуют умению слушать;
— способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
— способствую развитию мышления;
— помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
— развивают воображение;
— развивают внимание, память, речь.
Различают несколько видов проектов:
Ролево–игровые: в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей.

Исследовательские/ творческие: в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
Информационно-практические: в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни(лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы(создаем цветочное кашпо или выращиваем цветы.
Творческие: результат – спектакль, сказка, постановка.
Дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, личный рост детей, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
В ходе проектной деятельности дети исследуют различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирают определенный способ решения.
Реализация задач в случае исследовательской проектной деятельности не осуществляются сразу, дошкольник пытается представить несколько вариантов, поскольку у детей в этом возрасте доминирует образное мышление.
При выполнении исследовательских работ следует учесть тот факт, что замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть для ребенка источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенка и педагогу в процессе работы над проектом, но так, же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Взрослые — родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. И эта совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

1.2 Исследовательское обучение детей старшего дошкольного возраста
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуре. Оно в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности ребенка.
Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последнее, в свою очередь, успешно развивается в ходе самостоятельного поиска.
Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.
Разработка проекта — дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Проектирование учит строгости и четкости в работе, умение планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, исследование допускает бесконечное движение вглубь.
И проектирование, и исследование имеют огромную ценность для современного образования. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование а следовательно можно выполнять исследовательские проекты. Важно учитывать, что исследовательский проект предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с планом и т.п.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы: эксперимент, моделирование и другие. Вырабатываются исследовательские умения:
— умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у специалиста;
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно- следственные связи.
Умение и навыки работы в сотрудничестве:
— умение коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
Коммуникативные умения:
— умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения.
Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Например: развитие умений видеть проблемы.
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Поиск проблемы — дело непростое. Известный философ Ф. Ницше писал, что « великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».
В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, что ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом уж начинал действовать. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявлять гибкость, вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Следует понимать, что исследовательская деятельность – деятельность творческая. Основными этапами исследовательских проектов являются:
Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов проекта доминировал, какой-то несколько сворачивался.
Исследовательский проект объединяет тех:
— кто любит речь;
— кому удобнее себя выражать в схемах, рисунках, картах;
— кому очень важно общение с живыми людьми.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Экскурсии.
Экскурсии традиционно рассматривается как один из эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности детей. Достоинство экскурсии как нельзя лучше подчеркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Об экскурсии следует говорить как об одной из форм, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
Коллекционирование.
Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную способность к классифицированию и систематизации. Коллекционирование – занятие долговременное. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Выступление перед сверстником с докладом мобилизует личную сферу и интеллект ребенка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям, ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам, поэтому и проектно-исследовательская деятельность – интересный и увлекательный процесс для детей. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является главным детским интересом сегодняшнего дня.

1.3. Патриотическое воспитание дошкольников
Важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Исходя из этого, приобщение дошкольников к историко-культурным традициям включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развития интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувств ответственности и гордости за достижение страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками.

1.4 Приобщение дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.
Традиция(трад’иция,-и,ж.)
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.). (С.И. Ожегов Толковый словарь)
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача взрослых отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образными, конкретными, вызывающими интерес. Целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город… надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для ребенка важно не только название его улицы и той где находиться детский сад, но и неплохо привлечь внимание детей и к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, завод и т.д., рассказать об их значении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это и район, и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство людей с народными промыслами края, народными умельцами.
Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со Столицей нашей Родины, с малой Родиной, с гимном, флагом и гербом государства.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а именно даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Это способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
— повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
— везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
— повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Безусловно, гуманное отношение к людям создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и взрослых, которые находятся рядом с ним. Не менее важным условием приобщения дошкольников к историко-культурным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимосвязь с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А.С. Макаренко. В молодых семьях вызывают недоумения вопросы о приобщении дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины, они зачастую не считают это важным.
Таким образом, решая задачу приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой родины, мы должны строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья и традиции семьи», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д. Работа по данным темам включат занятия, игры, экскурсии, праздники и исследовательские проекты: «Мой город и его традиции», «Знаменитые люди города Ишима», «Любимые улочки нашего города», «Город Ишим — прежде и теперь», «Природа моего края», «Моя большая, дружная семья»…

1.5 Исследовательский проект как одна из основных форм приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины.
Исследовательские проекты могут способствовать эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы исследований могут повторяться для детей в среднем, старшем дошкольном возрасте. Изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Исследовательский проект является одним из осно

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector