Тематическая папка «Звуки, буквы я учу — все про них я знать хочу».

Автор: Абхадеева Ольга Петровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 105 компенсирующего вида»

Населенный пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область

Тема: Тематическая папка «Звуки, буквы я учу — все про них я знать хочу».

Опубликовано: 15.02.2017 08:29

Получить свидетельство      Скачать материал


Уважаемые мамы и папы!

Тематическая папка «Звуки, буквы я учу – все про них я знать хочу» предназначена для тех родителей, которые хотят, чтобы их дети говорили правильно,
красиво и успешно учились в школе.
Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка
возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи и подготовкой к школе. Умение читать сегодня становится одним из главных требований подготовки ребенка к школе. Однако не следует забывать, что чтение – это очень сложный и трудный процесс. Для того, чтобы ребенок не испытывал значительного нервного напряжения, его нужно очень аккуратно «ввести» в этот процесс. Пособие, которое вы держите в руках, разрабатывалось именно с этой целью. Оно поможет вашему малышу в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности, сделать первые шаги в мир чтения.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. В пособие предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи.
Основная цель тематической папки: помочь родителям в обучении ребенка элементам грамоты в домашних условиях.

Особенности содержания папки:

Материал пособия предназначен для детей 5 – 7 лет для использования в домашних условиях; может быть использован также в детском саду на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В пособии содержатся необычные, занимательные задания для совместной работы родителей с детьми. Выполняя их, ребенок познакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру пособия входят также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в книге широко представлены упражнения и по подготовке руки к написанию букв.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
2
пектами, т.к. незнание многих вопросов влечет за собой недопонимание проблемы.
В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий в домашних условиях.
В процессе занятий с детьми родителями должны соблюдаться следующие правила:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.
2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).
3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.
4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

3
Обучение грамоте. Что это такое?

Собственно, термин «грамота» означает «чтение и письмо», соответственно подготовка к обучению грамоте – это подготовка к освоению чтения и письма.
В вашей семье подрастает малыш… ему уже 5 или 6 лет, и вы – любящие родители, дедушки и бабушки – беспокоитесь: не за горами школа, пора начинать к ней готовится! Ваше беспокойство вполне оправдано. Как это сделать, с чего начать? Надеемся, что, ознакомившись с материалами нашего пособия, даже не искушенные в методике родители без особых трудностей научат своего ребенка читать, помогут ему расширить словарный запас, овладеть основами звукового анализа слов и др.
Обучение чтению и письму – не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать и писать.
К необходимым предпосылкам обучения грамоте относят сформированность следующих процессов, умений и навыков:
• фонематического восприятия;
• звуко-произносительных навыков и артикуляционной моторики;
• мелкой моторики и глаз;
• графомоторных навыков;
• функций анализа и синтеза;
Решая эти важные задачи, не дайте малышу потерять интерес к чтению! Зачастую, овладев первыми ступенями чтения, ребенок отказывается идти дальше. Процесс чтения переходит в муку, ребенок не любит и не желает читать. Причин трудностей при овладении чтением, может быть несколько. Многие дети привыкли получать информацию с помощью телевидения. Визуальный ряд воспринимается легче, информация добывается без труда. Именно так объясняется нежелание детей читать, тратить свои силы, когда этой же цели можно достичь более простым и коротким путем. Итак, необходимо повышать мотивацию (желание) к чтению.
4
Поэтому, процесс обучения малыша должен строиться на простейших, элементарнейших этапах, от простого к сложному с обязательным достижением результата и поощрением за этот результат.
Подходите к проведению занятия творчески, чаще используйте имеющиеся знания ребенка, его жизненный и речевой опыт. Не забывайте, что чтение – новый, сложный для малыша процесс, и некоторые трудности при обучении вполне естественны. Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Поэтому надо быть предельно чуткими в обращении с ними – не упрекать, не говорить, что его друг лучше, никаких сравнений не должно быть, не надо делать обидных замечаний типа: «Не вертись, как юла!», «Не лови ворон!», «Шило!» Чаще хвалите, поощряйте своего ребенка, вместе с ним радуйтесь даже небольшим его успехам.
Если малыш не усвоил новый материал, не спешите двигаться дальше. Помните, что все дети обладают разным уровнем развития мышления, внимания, памяти, речи. При работе ориентируйтесь на способности и индивидуальные особенности своего малыша. Старайтесь, чтобы время одного занятия не превышало 30 минут. Если ребенок устал, сделайте небольшой перерыв, затем снова приступите к работе.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься; используйте творческие задания и игры. Ведь именно игра основная форма
деятельности малыша. Игра учит взрослых
уважать личность ребенка. Для этого
требуется большое терпение, которое
должен проявлять в общении с детьми
педагог, ведя за собой родителей.
Внимание и запоминание – основные
аспекты успешного усвоения материала
детьми. Значит, задача взрослых –
поддержать развитие этих психических
процессов таким обучающим материалом,
который обеспечит увлеченность,
«утолит» любознательность, гарантирует
устойчивый интерес к книге, занятиям чтением.
Помните, успех будет там, где есть терпение
и желание!

5
Обучение грамоте дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!».
Ученые утверждают, что эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову.
Бесспорно, специальная подготовка детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности.
В основе современных методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, т.е. в процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Поэтому пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Основными задачами подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте являются:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Исправление недостатков звукопроизношения.
4. Подготовка руки к письму.
Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны при опережающем развитии у детей фонематического восприятия, что формирование этих навыков можно проводить на материале только легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
• 6
(звукового) строения слова;
• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и
последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным
количеством слов.
Предметом изучения является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».
СЛОВО

СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(звуки объединяются (предложение состоит из слов)
в слоги, а слоги
составляют слово) ЗВУК
(слово состоит из звуков)
Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.
Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематичес-кого и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза.
Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются:
— трудности слияния звуков в слоги и слова;
7
(свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);
— побуквенное чтение;
— искажение слоговой структуры слова;
— резко замедленный темп чтения;
— нарушение понимания прочитанного;
— замены букв при письме;
— пропуски согласных звуков (букв) в
стечениях;
— слияние двух или нескольких слов в одно
слово;
— стойкие орфографические ошибки.
Из сказанного выше видна
огромная роль занятий по обучению
грамоте в дошкольном учреждении в
предупреждении дислексии и
дисграфии при овладении ребенком письменной речью.
Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.
8
8
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предме-
тов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
Особое внимание следует уделять интонационной выразительности речи. Важно научить ребенка выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства. Поэтому в папке «Звуки, буквы я учу – все про них я знать хочу» предложен материал для заучивания наизусть.

Из истории обучения грамоте
В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в разное время. Египетские мальчики, готовящиеся к карьере писцов, начинали посещать школу с пяти лет. В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) – в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) – в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя. В Древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции – с семилетнего возраста.
Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно.
Родители, по крайней мере, в Средние века, самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело
9
Вот почему в колледжах XVI – XVII вв. в начальном классе можно было встретить детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, при том, что наиболее распространенны
возрастом для поступления в школу был десятилетний возраст.
Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами, иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.
Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих усилий. Учиться было трудно, и это считалось законно-
мерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Казалось бы, это события давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе, какая же это учеба?

10
Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению – метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано – еще до поступления в школу. В последние годы эмпирический опыт супругов Никитиных нашел неожиданное подтверждение в психологических исследованиях. Так, доктор психологических наук Елена Кравцова пишет в своих работах, что метод обучения чтению целыми словами действительно может быть очень эффективным. Но только в случае обучения чтению детей дошкольного возраста. В силу особенностей своего психического развития дошколята воспринимают целое раньше частей.
Педагоги вальдорфской школы считают: сначала надо научить ребенка писать и только потом читать. Аргументируют они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в своем развитии должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества — в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать рукописные тексты, и лишь потом — разбирать печатные.
Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. В частности, критически отзывался об этом Л.С. Выготский: ребенок, появляясь на свет, оказывается в определенной культурно-исторической среде, с первых дней испытывает на себе влияние этой среды. И поэтому его индивидуальное развитие (онтогенез) не может быть точной калькой с развития человечества как вида (филогенеза).
Но в защиту концепции вальдорфского обучения можно привести два довода. Во-первых, в вальдорфской педагогике существует очень строгий взгляд на возрастные границы начала обучения. Детей моложе семи лет в вальдорфскую школу не принимают. Поэтому речь здесь принципиально не идет о дошкольниках.
11
Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями. Так, французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес рассказывает, что маленького дофина — будущего короля Франции Людовика XIII, жившего в XVII веке, начинали учить читать с трех лет. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы — он знает весь алфавит.. .Начиная с четырех лет ему преподают письмо. .. Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами…»
Но тот же Арьес, рассказывая о другом известном человеке Средневековья Томасе Платтере (гуманисте и реформаторе образовательной системы), отмечает, что за десять лет своего бродяжничества по школам Европы Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте 18 лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: к 18 годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.
Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению (в три, в четыре, в пять лет) и будущими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.
12
Я ошалел от счастья: теперь… я буду знать все! Мне позволили рыться на книжных полках, и я устремился на приступ человеческой мудрости!… Напрасно я стал бы искать в своем прошлом пестрые воспоминания, радостную бесшабашность деревенского детства. Я не ковырялся в земле, не разорял гнезд, не собирал растений, не стрелял из рогатки. Книги были для меня птицами и гнездами, домашними животными, конюшней и полями…»
Сартру в это время было пять лет. Важно, что родители приняли решение обучать мальчика читать только после того, как он продемонстрировал готовность к таким занятиям. Однако известны случаи, когда страстное желание ребенка учиться развивается вопреки внешним обстоятельствам. Более того, внешние препятствия только подогревают его интерес к той или иной области знания.
Вот как вспоминает о своем детстве Софья Ковалевская, знаменитая женщина-математик: «Гувернантка моя очень разборчива насчет дозволенного для меня чтения. Детских книг у меня немного, и я все их уже знаю почти наизусть; гувернантка никогда не позволяет мне прочесть какую-нибудь книгу, не прочтя ее предварительно сама; а так как читает она довольно медленно, то я нахожусь в хроническом состоянии голода насчет книг…
…Я подхожу к какой-нибудь книжке и заглядываю в нее; переверну несколько страничек, прочту несколько фраз, потом опять пробегусь с мячиком… Мало-помалу чтение завлекает меня. Я забываю об опасности и начинаю жадно глотать одну страницу за другой. Нужды нет, что мне попался не первый том романа; я с таким же интересом читаю с середины и в воображении восстанавливаю начало. Время от времени я имею предосторожность сделать несколько ударов мячиком… чтобы гувернантка… слышала, что я играю, как мне приказано…»
Этот случай показывает, что «интеллектуальный голод» только стимулирует страсть девочки к чтению и к книгам. Конечно, гувернантка Софьи Ковалевской далека от мысли действовать методом от противного. Но в некоторых педагогических системах (например, в вальдорфской педагогике и в Монтессори-педагогике) принцип «интеллектуального голода» является методом обучения: чтобы ребенок хотел узнавать что-то новое, его нельзя пичкать информацией. Нужно создавать условия, при которых ему потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для ребенка личностно значимой.
13
Формирование фонематического слуха – основа успешного обучения грамоте

Уважаемые родители! Ни для кого не секрет, что произносительная сторона речи формируется у человека в дошкольном детстве. В повседневном общении с взрослыми (родные, педагоги) и сверстниками, ребенок упражняется в четком произнесении слов. Но чтобы научиться правильно произносить звуки и слова, ребенок должен их, прежде всего, слышать. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка – мышка, сок – шок, бочка – почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Поэтому, своевременно сформированный фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
14
Доктор наук, профессор Р.Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной
логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые
образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого
ряда речевых процессов».
Формирование узловых образований
позволяет с наибольшей экономией и
целесообразностью достигать
педагогического эффекта».
Таким узловым образованием,
ключевым моментом
в системе коррекции
тяжелых речевых нарушений
является фонематическое
восприятие.
Следует отметить, что
формирование фонематических
процессов, а также обучение
грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой.
В работе по формированию фонематического восприятия и слуха выделяют несколько этапов:
• узнавание неречевых звуков;
• различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
• различение слов, близких по звуковому составу;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем.
Таким образом, формировать фонематический слух необходимо ребенку с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
А поможет в этом специальные игры и упражнения. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

15
Уроки фонетики для взрослых

Урок 1. Фонетика

Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался рНопе (фоне). От греческого слова и произошло название науки, которая изучает звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.
Для обозначения звука в фонетике используется специальный значок – квадратные скобки [ ]. С помощью фонетической записи передается действительное звучание речи.

Урок 2. Гласные и согласные
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон – это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются согласными.
Гласные — «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, — «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Ошибки взрослых: случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например, на букву б (бэ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками — развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].

У р о к 3. Звонкие и глухие согласные
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума — глухим.
Среди согласных существуют так называемые парные: [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [Д] — М, [з] — [с], [ж] — [ш].
Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.
16
Ошибки взрослых: если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.

У р о к 4. Пары по твердости — мягкости
Кроме пар по звонкости — глухости, согласные образуют пары по твердости — мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «’». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г’], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф’].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч’] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.)
Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’] не имеют звонких пар.
Согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [1] не имеют глухих пар. Они в любой позиции — даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными.
Ошибки взрослы:. иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г’], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.
Урок 6. Фонемы
Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие — «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».
Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема , которая определяется по сильной позиции звука.
А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой .
Понятие фонемы — одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.
17
буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема — это обобщенное понятие звука.

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?
Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим – рисуночным, чуть позже — иероглифическим, когда знак мог обозначать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заимствовали и усовершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удобнее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ориентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Константин (в монашестве Кирилл).
Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонематическое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту самую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слышим. Слышим [дуп] — и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», потому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].
Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фонем, из них 34 согласных и 5 гласных.
Согласные фонемы — , , , ,
Не являются фонемами мягкие согласные [г’], [х’], [к’]. Звуки [г’], [х’], [к’] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Считается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воздействием позиции.
Гласные фонемы — , , , , .
Не является фонемой гласный звук [ы] . Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими надолго гласных фонем: не может стоять в начале слова.

Урок 9. Немного истории
18
Реформирование письменности, как показывает история, дело непростое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характером. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глобального реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикальной1 направленностью: в это время не боялись поднять руку на все, что раньше считалось незыблемым и священным.
Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра I, и царь принимал в ней активное участ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector