Формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Автор: Лузина Галина Афанасьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ ЦРР — детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: г. Качканар, Свердловская область

Тема: Формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Опубликовано: 15.02.2017 18:28

Получить свидетельство      Скачать материал


Лузина Галина Афанасьевна
МДОУ ЦРР – детский сад «Улыбка»
Воспитатель 1 категории

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Родители детей дошкольного возраста всегда занимали очень важное место не только в жизни собственных детей, но и в деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещал их ребенок. Они всегда очень активно помогали в ремонтах группы, благоустройстве участков, организации развивающей среды, подготовке праздников и многом другом.
В данное время, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, детский сад и родители стали равноправными партнерами в вопросах образования детей. На данный момент родители становятся не просто участниками воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, но и «сопедагогами». В ФГОС ДО предусматривается выделение времени в ходе организации образовательного процесса на взаимодействие с семьей воспитанников, то есть образовательный процесс продолжается за рамками детского сада в семье.
Мы при непосредственной помощи методической службы детского сада, были в творческом поиске инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих стать родителям активными участниками воспитательно-образовательного процесса и научить родителей передавать знания и опыт своим детям. Перед нами возник ряд вопросов. Как привлечь семьи к участию в жизни группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса получили удовлетворение и дети, и мы, как педагоги, и сами родители? Как по-новому можно взаимодействовать с семьей и помочь воспитывающим взрослым стать партнерами единомышленниками детского сада?
Мы пришли к выводу, что наиболее эффективным, в данном случае, является метод проектов. Автор метода американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться на активной основе через целесообразную деятельность детей, в соответствии с их личными интересами и личными целями. То есть взрослые не стремятся донести до детей готовые знания, умения и навыки, которыми владеют сами, создать условия для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме, а родителей проконсультировать по этому вопросу. Используя метод проектов мы становимся организаторами исследовательской деятельности детей, генераторами развития их творческого потенциала, а родители, вдохновленные экспериментально-поисковой деятельностью детей, становятся специалистами в различных областях знаний, консультантами по нахождению источников информации, помощниками в вопросах планирования.
Работу над любым проектом мы начинаем с создания инициативной группы из числа членов родительского комитета, в состав которой входит и воспитатель. Инициативная группа, в зависимости от вида проекта, может разрабатывать такие документы как, перспективный план работы над проектом; тексты объявлений; листовки – памятки для родителей, «Что такое проект», в них советы, которые помогают успешно интегрировать проектную деятельность детей в учебно-воспитательный процесс детского сада; заявки на участие в городском или областном проекте; разрабатывать и проводить мониторинг отклика родителей на участие в проектах; критерии оценки разных конкурсов; определять круг участников проекта (кого еще необходимо привлечь к работе) и конечно, распределять обязанности. Непосредственно организует работу воспитатель, но из числа инициативной группы выбирается человек, который курирует работу над проектом.
Таким образом, мы ориентируем родителей на организацию и поддержку проектной деятельности воспитанников группы.
Нами было разработано несколько проектов по экологическому воспитанию детей, в которых родители не просто были зрителями, а принимали участие в разработке и реализации данных проектов.
Проект «Живая природа нашего края» направлен на воспитание бережного отношения к богатствам родной природы. В рамках реализации проекта работал семейный музей «Наш сад», в который вошли семейные фотографии от строительства коллективного сада до наших дней, когда в саду, с родителями, работали еще маленькие бабушки и дедушки, мамы и папы. Богатый урожай овощей, цветов, лекарственных трав позволил создать удивительные поделки, которые стали основой настоящей выставки. Родители с детьми сами придумывали загадки, выращивали рассаду для цветника детского сада. Была организована семейная тематическая выставка, «кормушка», фотовыставка «Чудеса в природе». Родители помогали составлять «Красную книгу» обитателей, именно нашей местности. Всей семьёй участвовали и в других выставках по этой теме, посещали выставки – распродажи рассады и семян.
Проект «Дизайн участка» был направлен на обостройство прогулочного участка группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и наибольшей пользой для детей. Этот проект опирался на разработанные проекты детского сада «Повышение экономической эффективности детского сада» и «Детский сад и родители всегда рядом: Управляющий совет в детском саду». Были выявлены интересные идеи по модернизации территории детского сада. Прошел фестиваль семейных проектов. Члены жюри выбрали лучшие малые формы, и мы сделали их вместе с детьми и родителями, для детей.
В проекте «Цветочное наслаждение» мы познакомились с комнатным растением (сенполией) и уходом за ним. Родителями был разработан информационный материал о сенполии. Были представлены новые сорта цветка. Дети цветок рисовали, лепили и в детском саду, и дома.
Проект «Вот, какой я веселый и жизнерадостный» помог в формировании у детей и родителей положительных эмоций во время пребывания в детском саду. Родители предложили в развивающую среду добавить ряд фотографий, связанных с самим ребенком. Наняли фотографа. Оформили стенд «Вот, какой я веселый и жизнерадостный». Работал семейный клуб «Солнышко», на котором обсуждалась тема «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»
Работая над проектами, создавались семейные группы по интересам: семьи – писатели и поэты, редакторы газеты; активные поставщики посадочного материала; фотографы и многие другие группы. Все родители ведут запись интересных высказываний своих детей, в книгу «О вас и для вас» (говорят дети).
Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равными партнерами. Домашние задания по сбору необходимой информации приучают воспитанников и их родителей к поиску источника информации, работе с ними.
Работа над проектами по решению выявленной детьми той или иной проблемы не ограничивается рамками образовательного учреждения, родители являются полноправными участниками педагогического процесса. Таким образом, метод проектов становится одним из основных методов работы с семьёй воспитанников в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

PAGE

PAGE 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector