Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: Тропникова Зинаида Анатольевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №54 «Малыш»

Населенный пункт: г. Осинники, Кемеровская область

Тема: Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Опубликовано: 15.02.2017 18:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги — практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо ,он сам».Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. По мнению М.Р. Львова,
компонентами речевой активности , являются быстрота речевых реакций в диалоге и др. ситуациях, выбор игр и увлечений ,связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развёртывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывания других лиц. М.Р.Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:
1) общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
2) умение преодолевать скованность ,застенчивость;
3) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Безусловно, развитие речи в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи ,обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.
Специфика работы в группе детей с нарушением речи определяется у каждого дошкольника, наряду с речевыми недостатками ,-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики , характерологическими особенностями. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал выразительной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми .
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные ( мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры и занятия. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать ,анализировать, делать выводы и обобщения .С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место »,- утверждал Б.М.Теплов. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и др.), что позволяет формировать опыт социальных навыков поведений детей. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: « Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов…» .
Важной особенностью данной деятельностью является активное участие родителей. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ. Кроме того , взрослые лучше узнают детей, особенности их характера , темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат , в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём , доверительные отношения между детьми и взрослыми. Активизации интереса родителей способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть разнообразной , например: « Любимые сказки», « Театральные встречи», « Смешные истории» и др. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а значит всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно во Временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел « Развитие ребёнка в театрализованной деятельности », в критериях которого подчёркивается , что педагог обязан:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
— приобщать детей к театральной культуре( знакомить с устройствами театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных критериев необходимо создание определённых условий. Театрализованной деятельностью с детьми я занимаюсь в течении трёх лет, начиная со среднего дошкольного возраста.
Работая с дошкольниками, имеющими глубокую несформированность всех языковых систем, подвело меня к мысли о необходимости разработки модели коррекционно-развивающей деятельности, которая не подменяет существующие формы специальной логопедической работы, а дополняет их и позволяет оказывать необходимую и своевременную помощь в развитии речевого общения, а также.
для формирования адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности .Модель коррекционно-развивающей деятельности построена по трём направлениям
1.Активизация деятельности детей;
2.Активизация компонентов речевой деятельности;
3.Активизация речи в театрализованной деятельности.
Эффективная организация такой деятельности невозможна силами одного воспитателя, поэтому осуществляется тесное взаимодействие специалистов ДОУ по следующим направлениям:
— ритмопластика;
— сказочный театр физической культуры;
— психологические тренинги, этюды;
-культура и техника речи;
-творческая и мини-мастерская
Все эти направления способствуют реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, нетрадиционный путь взаимодействия с семьёй и т.д.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия,а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно-речевой среде.
Работа планируется в « Утро радостных встреч» по программе Т.Н. Дороновой «Радуга». Проводится небольшими подгруппами ( по 6-8 детей в подгруппе) , что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз группы формируются по-разному, в зависимости от содержания деятельности, которая включает в себя :
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры –драматизации;
— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения( вербальной и невербальной);
— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
Только комплексный подход всех специалистов ДОУ даёт возможность не только преодолеть имеющие речевые дефекты, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности , эмоциональной сферы, подготавливать детей к успешному обучению в школе.
Таким образом, содержание, формы и методы проведения театрализованных игр и занятий должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:* развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector