Конспект НОД «В гостях у тетушки Маланьи».

Автор: Быргазова Алла Ториельевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 54

Населенный пункт: г. Ангарск, Иркутская область

Тема: Конспект НОД «В гостях у тетушки Маланьи».

Опубликовано: 17.02.2017 03:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 54

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по восприятию русского фольклора.
Тема: «В гостях у тетушки Маланьи»

Составила воспитатель:
старшего дошкольного
возраста (5-6 лет)
Быргазова Алла Ториельевна

Ангарск 2017 г
Тема: «В гостях у тетушки Маланьи»
Цель: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, положительной мотивации к русскому фольклору и рукоделию.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами «Колыбельные», «пестушки», «загадки», «пословицы-поговорки», «сказки», «считалки».
Развивать умение детей на слух воспринимать фольклорные жанры, через рассказ, пение, слушание.
Расширять словарный запас детей по теме русского фольклора: колыбель, колыбельные песни-байки (шептать, заговаривать), пестушки, потешки, сказывать, рассказывать.
Упражнять детей в умении создавать образ куклы из лоскутка ткани, тесьмы и ваты.
Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбия, терпения и аккуратности), любовь к жанрам русского фольклора.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Виды детской деятельности:
Восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование.
Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность — посиделки.
Форма организации: групповая.
Словарная работа:
Активный словарь: колыбельные песни, загадки, сказки, пословицы-поговорки, играли.
Пассивный словарь: сказывать, шептать, заговаривать.
Предшествующая работа:
Разработка конспекта НОД;
Изготовление бейджиков — наклеек по количеству детей;
Подбор музыкального сопровождения, игр, загадок, иллюстраций; изготовление колыбели, нагрудных знаков для подвижной игры;
Подготовка материалов для изготовления кукол (лоскутки ткани, тесьма, атласные ленты).
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной хороводной игрой «Ходит Васька Серенький».
Индивидуальная работа:
В продуктивной деятельности при изготовлении кукол.
Оборудование и материалы:
Организационные материалы: одеяло малышу-кукле для пестования, нагрудные знаки мышки-2 шт., кот-1 шт., тканевое полотно для скамеек, клубок ниток.
Техническое оборудование: проектор, экран, флешка музыка для начала и конца посиделок «Хоровод», колыбельная; переносная колонка с записью плача малыша.
Демонстрационный материал: колыбель с куклой-малышом, игрушка котенок, лоскутные куклы 2 шт.
Раздаточный материал: по количеству детей: детские музыкальные инструменты погремушки, лоскутки ткани 20см-20см с пришитой лентой (атласной или тесьмой), вата.
Ход занятия:
I.Вводная часть: (1-2 минуты)
Звучит русская народная музыка «Хоровод», тетушка Маланья подзывает детей приговоркой.
Тетушка Маланья: Здравствуйте гости дорогие! Меня зовут тетушка Маланья. Подходите, добры молодцы, подходите, красны девицы, поглядите, да послушайте. Ребятушки, я вас приглашаю сегодня на посиделки. На Руси собирались девушки, и парни, усаживались поудобнее рассказывали, слушали, делились интересным. Семьи на Руси были большие, детей много, а чем дети занимались, как вы думаете?
Ответы детей.
II. Основная часть: (18 минут)
Тетушка Маланья: Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Подбери нужное слово к пословице» (слово пословица не говорю).
«Друзья познаются в чем?» (радости, печали, беде)
«Крепкую дружбу чем? не разрубишь?» (веником, мечом, топором)
«В гостях хорошо, а дома как?» (весело, интересно, лучше)
Тетушка Маланья:
— Ребятушки скажите, а к чему мы сейчас подбирали слова?
Ответы детей.
Если дети будут испытывать затруднения, привожу еще один пример:
— «Добро побеждает зло», что это?
Ответы детей.
Тетушка Маланья:
— Правильно, жили люди, не тужили пословицы и поговорки придумывали, да загадки загадывали. А загадки вы любите отгадывать? Слушайте внимательно, если правильно отгадали, то мы с вами на экране увидим отгадку.
(Отгадка, иллюстрация будет высвечиваться после ответов детей на экране проектора).
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По-Щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (Царевна-лягушка)
Тетушка Маланья:
— Ребята, а о чем вы сейчас отгадывали загадки?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: — Где встречаются эти герои?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: — Да, на Руси не только пословицы и поговорки придумывали, еще загадки отгадывали, сказки сочиняли и сказывали.
(Тетушка Маланья вносит в группу колыбель привлекает внимание детей, подзывая прибауткой):
Тетушка Маланья:
— Подходите добры молодцы, подходите красны девицы, подходите, присаживайтесь да не просто поглядите, да послушайте:
(Тетушка Маланья рассказывает колыбельную).
Бай-бай, бай-бай!
Спи-ко, милое дитя.
До восхода солнышка.
До заката месяца.
Бай-бай, бай-бай!
Роса наземь упадет,
Тогда деточка встает.
Бай-бай, бай-бай!
Тогда деточка встает –
На работушку пойдет.
Бай-бай, бай-бай!
Спи-ко, детка, в зыбке новой
На периночке пуховой.
Бай-бай, люли, бай.
На периночке пуховой.
Тетушка Маланья:
— Ребята, как вы думаете, а что я вам сейчас рассказывала?
Ответы детей.
Тетушка Маланья:
— А какие слова, вам подсказали, что это колыбельная?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: Колыбельные песни — в народе их называют «байками». Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. Сейчас мы чаще встречаем, как колыбельную мама напевает мелодичным ласковым голосом.
Слушание колыбельной в записи.
Котя, котенька, коток
Котя серенький лобок.
Прейди котик ночевать,
Мою детку покачать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу
Дам кувшинчик молока
И кусочек пирога.
Тетушка Маланья: Молодцы и девицы подходите да внимательно рассмотрите иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций с изображением матери, младенца и кота.
Тетушка Маланья: Ребятушки, кто изображен на иллюстрациях?
Ответы детей.
Внесение кота.
Тетушка Маланья: Кот, он какой? А как может кот помочь убаюкать малыша?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: Коты мурлычут как, какой у них голос?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: в колыбельных песнях появляется кот, он приносит покой, сон, дарит свое тепло. Его клали в колыбель к ребенку и коту обещали награду, кусочек пирога и кувшин молока. При этом приговаривая: «Детка будет спать, котик деточку качать».
Тетушка Маланья: — Ребятушки, пока наш малыш спит, мы не будем скучать, а поиграем в русскую народную хороводную игру «Ходит Васька серенький». Но сначала нам нужно выбрать кота и двух мышей. А поможет в этом нам клубок. Я клубок передаю, остановить его хочу».
На ком остановился клубок то и кот, надеваю нагрудный знак. Кот остается в кругу. Мышей (двух) выбираем при помощи клубка, под стихотворное сопровождение и передачу клубка по кругу.
Тетушка Маланья: «Мы клубок передаем, мышку выбирать начнем, 1,2,3 клубок держи, ну — ка мышка выходи!»
Дети стоят по кругу, кот в центре круга, а мыши за кругом. В игру играем 1 раз.
Народная подвижная игра «Ходит Васька серенький».
Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый, беленький,
Ходит Васька – кот.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается,
Песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька – кот,
Серых мышек ждет…
Мышки, мышки, вам беда,
Не бегите никуда!
Всех поймает кот.
Слышится плач малыша.
Тетушка Маланья: — Ребятушки скажите, пожалуйста, как можно успокоить малыша?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: — Ты мой хороший, ты мой пригожий не плач, я тебя положу на одеяло, мы с тобой поиграем, а ребята помогут.
(Маланья расстилает одеяло, берет малыша из колыбели кладет на одеяло и начинает припевать пестушку). Дети смотрят внимательно и слушают.
Пестушка
Потягунюшки, потягунюшки,
Поперек толстунюшки!
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Тетушка Маланья: — Как вы думаете, ребята, с помощью какой игрушки мы можем успокоить малыша? Какая первая игрушка появляется у малыша?
Ответы детей.
Тетушка Маланья: — Молодцы ребята, правильно, возьмите погремушки и поиграйте, что бы малыш успокоился.
Три-та, та, три-та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы, топы, по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Тетушка Маланья: На Руси умельцы не только с детьми загадки отгадывали, сказки сказывали, в игры играли, славились они и своими рукодельными игрушками. Посмотрите, каких разных и красивых кукол делали русские мастера и мастерицы.
Рассматривание картинок с изображением русских народных кукол на экране. Последняя картинка той куклы, которую будем делать с детьми.
Тетушка Маланья: Как вы думаете, что нам может понадобиться для изготовления лоскутной куклы?
Ответы детей.
На столах в тарелочках, уже лежат разные лоскутки ткани с пришитой тесьмой, вата.
Тетушка Маланья: Проходите, добры молодцы, проходите, красны девицы, да присаживайтесь за столы, где вам больше нравится. Посмотрите, каких лоскутных кукол мы сегодня с вами сделаем своими руками (показ двух готовых лоскутных куколок). Прежде чем куклу делать, нужно пальчики размять. Проведение пальчиковой игры.

Пальчиковая игра «Маланья»
Текст игры
Движения
У Маланья, у старушки
Хлопки в ладоши: то правая, то левая ладонь с верху.
Жили в маленькой избушке
Сложить ладони углом показывая «Избушку».
Семь сыновей,
Показать 7 пальцев.
Все без бровей,
Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами,
Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.
Вот с такими носами,
Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом (как у Петрушки).
Вот с такой головой,
Очертить большой круг, вокруг головы.
Вот с такой бородой!
Показать руками большую бороду.
Они не пили и не ели,
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку.
На Маланью все глядели
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так…
Дети повторяют движения только пальцами за воспитателем.

Пальчиковая игра с детьми проводится 1раз.
Продуктивная деятельность детей: изготовление лоскутной куклы.

Заключительная часть: (3-5 минут)
Тетушка Маланья:
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Тетушка Маланья: Расскажите ребятушки милые, что вам больше всего понравилось? А что показалось сложным? Теперь у нас много кукол, что бы поиграть. Я свою куклу подарю малышу, пусть подрастает и играет, да вы ребятушки играйте да про младших братьев, сестер и друзей не забывайте!
Спасибо вам добры молодцы, красны девицы за посиделки интересные. Наши посиделки подошли к концу. До свидания!

PAGE * MERGEFORMAT 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector