Формирование психологической готовности детей к школьному обучению.

Автор: Курочкина Гузель Айратовна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МАДОУ Детский сад № 279

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Формирование психологической готовности детей к школьному обучению.

Опубликовано: 17.02.2017 08:50

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование психологической готовности детей к школьному обучению

Проблемы готовности ребенка к школьному обучению заставляют задуматься над тем:
1. что такое готовность к школьному обучению?
2. в чем должны заключаться основные цели подготовки к школе?
В настоящее время подготовка детей к школе в основном определяется освоением школьных предметов: математика, чтение, письмо. Не владея достаточной компетентностью и информацией в области психологии, родители требуют повышенных нагрузок для своих детей.
Но родители забывают, что возможности ребенка небезграничны.
Раннее изучение программы первого класса сводится к узким предметным умениям и навыкам, которые только в первое время выручают первоклассников. Как только учебные задачи требуют развития таких умений, как организация деятельности, принятие решений, умение целенаправленно действовать, контролировать свои действия, сравнивать результат с образцом, первоклассник начинает испытывать трудности.
В школу часто приходят читающие и считающие дети, но не имеющие достаточного запаса живых впечатлений и знаний о предметах и явлениях окружающего мира, не умеющие замечать какие происходят изменения вокруг и сравнивать их.
Развитие форм мышления (наглядно-действенное, наглядно — образное), считаются ведущими на этапе дошкольного детства. Благополучное развитие высших психических функций во многом определяется развитием наглядно-образного мышления, продуктивного воображения. Без воображения затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение самой простой творческой задачи, трудно сформировать умение представить, сравнить, анализировать. Продуктивное воображение развивается в игре. Дошкольник должен играть т.к. именно в игре он применяет то, что творится вокруг него.
Все виды деятельности (игра, рисование, конструирование, умение слушать, пересказывать и т.п.) ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и взрослых, не имея при этом каких-либо правил и норм. Многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Готовность к школе – это физическое развитие, сформированные предпосылки учебной деятельности и желание учиться, необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Как сегодня построить воспитательно-образовательный процесс, чтобы он отвечал требованиям ФГОС, школы, родителей и социума.
В группах старшего дошкольного возраста воспитательно-образовательный процесс включает две составляющие: совместную деятельность взрослого с детьми и свободную деятельность самих детей.
В процесс обучения необходимо включать занятия с использованием дидактических игр с правилами, на развитие логики, главным образом реализующих переход к знаково-символическим формам мышления. Это занятия по основам математики, звукобуквенного анализа слов, включающие задания по подготовки руки к письму (мелкая моторика). Они обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе (и в плане введения в школьные учебные предметы, и в плане психологической дисциплины – дисциплины ума, умения принимать учебно-игровую задачу, действовать по инструкции, контролировать действия, оценивать их, сравнивать с образцом, концентрировать внимание).
В целом такая структура дает воспитателю возможности для реализации развивающих задач, создает пространство для гибкого проектирования воспитательно-образовательного процесса под детские интересы и обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования, что соответствует условиям ФГОС ДОУ.
Грамотно оформленная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ также положительно влияет на формирование готовности детей к школьному обучению: дети учатся бережно относится к предметам, обыгрывать сюжетно-ролевые игры «Я школьник», «Я иду в первый класс», «Собери портфель».
Большое значение в формировании школьной зрелости детей дошкольного возраста влияет отношение родителей к данной проблеме. Родителям необходимо научиться правильно донести детям, что же такое обучение в школе, как себя вести в стенах школы, на что обращать внимание, почему учитель это самый главный их помощник. Все это в совокупности благотворно влияет на психологическую готовность детей к школьному обучению. Поняв и приняв все эти аспекты детям будет намного легче адаптироваться к школе.

Курочкина Гузель Айратовна

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector