Мастер-класс «Развитие слухового внимания детей дошкольного возраста».

Автор: Савченко Ольга Сергеевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ ЦРР-д/с №47 «Искорка»

Населенный пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край

Тема: Мастер-класс «Развитие слухового внимания детей дошкольного возраста».

Опубликовано: 17.02.2017 14:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Музыкальный руководитель Савченко О,С,
Развитие слухового внимания дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.

С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издает. Так ребенок посредством экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир.
Дети одного-двух лет часто экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности со стола или стола, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Так они пытаются услышать «голос» предмета. Биографами известных музыкантов описывались факты, когда композиторы, будучи детьми, стучали по разным предметам, извлекая ту музыку, которая звучала у них в голове. П.И. Чайковский, например, выстукивал мелодию на оконном стекле, в результате чего окно было разбито, а сам маленький Петя весь изранен.
Сами дети мастерили себе «пикули» из стручковой акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Часто музыкальные игрушки, сделанные родителями или самими детьми, использовались в играх, которые организовывали взрослые и которые, помимо множества задач, конечно же, решали главную – научить детей слушать.
К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки применяются родителями для игры с младенцами до сих пор. Но вот с дошкольниками старшего возраста взрослые уже не играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.
Правда, для развития музыкальных способностей, а то и просто для игр и забав, мамы и папы покупают детям музыкальные игрушки, многие из которых не всегда имеют, как говорят специалисты, «естественный» звук. К большому сожалению, в наши дни и родителями, и воспитателями уделяется мало внимания музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, свистулькам, ложкам и т.д.
Они имеют разнообразные тембры, в процессе восприятия которых у детей развивается умение слушать, различать эти тембры, использовать их в своей игровой и творческой деятельности.
В прошлом умение ребенка играть на таких музыкальных инструментах высоко ценилось взрослыми. Не случайно на многих картинах русских художников, да и на старинных фотографиях дети часто были изображены с тем или иным народным музыкальном инструментом в руках – дудочкой, гармоникой или балалайкой.
Сейчас мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки мира, к которым относятся и звуки музыкальные. Часто дети не могут отличить звуки низкого женского голоса от высокого мужского. Они не могут назвать звучащий объект, если не видят его. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование слуховой культуры детей в дошкольном возрасте, на то, что в последнее время исследователи называют аудиальной культурой.
Многие педагоги ДОУ и учителя музыки в начальных классах школы считают, что маленький ребенок должен быть обучен слушать еще в младенчестве, а значит, он обязан уметь слушать все, что ему предлагается на тех или иных занятиях. Поэтому детям предъявляют для восприятия как небольшие детские пьесы, так и фрагменты более крупных музыкальных произведений. Однако на практике дети иногда вроде бы слушают музыку, но фактически ее не слышат. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, мы так или иначе будем развивать у него и умение воспринимать музыку.
Не отрицая значение детского творчества или знаний детей о музыке для их музыкального развития, исследователи все-таки считают, что главными умениями, которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Именно умение воспринимать, слышать является базовым для развития других умений дошкольников.
Формирование умения слышать и слушать музыку может быть реализовано в следующих задачах: формировать у дошкольников умение слушать — от хорошо известных «близких» звуков повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию; сопоставлять, сравнивать звуки с цветом, светом, линией; формировать умение через музыкальную интонацию моделировать художественный образ музыкального произведения.
Для реализации поставленной цели – научить слышать музыку, необходимо научить ребенка слушать звуки мира, которые издаются неживыми объектами, затем живыми существами, а затем переходить уже к звукам музыкальным (от звуков мира к звукам музыкальных игрушек, затем к звукам музыкальных инструментов, в том числе и самодельных, после – к звукам человеческого голоса, и к звукам, составляющим музыкальную интонацию).

Игры на тренировку слуха.

«Замри и слушай»
Педагогу нужно приготовить запись 3-4 фрагментов. На них должны быть зафиксированы звуки, которые любой ребенок может услышать дома: звук капающей воды, тиканье часов, звонок телефона, стук посуды. После прослушивания набора звуков дети начинают отгадывать их источник.

Игра на определение образа человека по поющему голосу.
Для этой игры прослушивается ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова («С подружками по ягоды ходить…»). Название арии детям не сообщаем и не говорим о том, кто поет. Определяем по голосу, кто может исполнять такую арию, что он или она может делать в это время, кому из знакомых сказочных персонажей может принадлежать этот голос (любая добрая сказочная героиня)

«Звуки наших музыкальных инструментов»
В этой игре ребята с закрытыми глазами отгадывают звуки тех музыкальных инструментов, которые им показал педагог. В игру включаются звуки разных музыкальных инструментов, в том числе изготовленных детьми самостоятельно.

Предложенные игры могут быть использованы не только музыкальными руководителями, но и учителями-логопедами на индивидуальных занятиях, так как развитие слухового внимания одинаково важно и для речевого и для музыкального развития детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector