Формирование у воспитанников осознанного отношения к природным объектам.

Автор: Серегина Ирина Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Крепыш»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Формирование у воспитанников осознанного отношения к природным объектам.

Опубликовано: 18.02.2017 07:46

Получить свидетельство      Скачать материал


«Формирование у воспитанников осознанного отношения
к природным объектам».

Подготовила воспитатель:
И.П.Серегина

Экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и этим способствуют формированию осознанного отношения к природным объектам. Знания о природе являются общедидактической основой её охраны, только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Но смогут ли дети дошкольного возраста усвоить причинные отношения между явлениями, понять, связи между объектами природы?
Исследования советских психологов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер Н.Н. Паддья) показывают, что дошкольники способны понять причинность явлений, если у них сформировано соответствующее отношение к данному объекту или явлению, а так же в процессе наблюдений и опытов они могут реально увидеть связи между объектами. У детей должны быть сформированы эстетическое, трудовое и физическое воспитание. И бережное отношение к природе родного края надо воспитывать с раннего возраста. Прежде всего, пробудить интерес к обитателям уголка живой природы, комнатным растениям. Дети с большим желанием ухаживают за рыбками, хомячками, птицами, черепахами, морскими свинками; поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, работают на участках, в огороде. Длительное участие дошкольников в уходе за животными, которое предусмотрено программой, помогает не только воспитывать чувство ответственности, любви ко всему живому, но и расширить знания детей. А труд на огороде, в саду на участке детского сада помогает узнать какие растения полезные, а какие нет. Но, если знания не имеют глубокой эмоциональной основы, они не оказывают влияния на поведение ребёнка. Первые уроки мышления должны быть среди природы. Необходимо помочь ребёнку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнёт его на дальнейшие наблюдения. На ежедневных прогулках, наблюдая за насекомыми, птицами систематически, у детей накопятся определённые знания в этой области. Детей следует познакомить с тем, как взрослые изготавливают и развешивают кормушки и скворечники; подкармливают птиц зимой; заботятся о пернатых, оставшихся по разным причинам зимовать. Проявление взрослыми заботы о птицах служит для детей хорошим примером для подражания. Следует, их включать в посильную помощь. Для них деятельность, в которой они смогут получить и закрепить свои умения знания, сформировывать привычку заботиться о пернатых, чувство ответственности — качества, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.
Особо хочется остановиться на двух формах работы: организации экскурсии в природу и прогулке по экологической тропе. Что такое экологическая тропа? Это прогулка с детьми, разработанная по специальному маршруту в естественных условиях природной среды. Каким же должен быть маршрут по экологической тропе? Выбор места и содержания разговора с детьми может подсказать программа, по которой работают воспитатели, окружающие объекты, близко расположенные экологические сообщества (берёзовая роща, еловый лес, водоём и т.д.). Самое главное и, пожалуй, самое сложное в этой работе — умение педагога показать, подметить взаимосвязь взаимозависимость, существующую в природе между растительным животным миром, человеком. Педагог, ведущий детей по экологической тропе, должен хорошо ориентироваться в окружающей среде.
Экскурсии на луг, в лес, к реке дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время. Каждая экскурсия — это масса открытий для пытливого ума, это настоящий праздник познания. Воспитатель знакомит с самыми разнообразными сторонами жизни растительного мира (можно показать главнейшие растения данной местности: деревья, кустарники, травы); рассказать об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об их использовании человеком. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растениями и животным миром (распространение семян животными, муравьями, птицами, опыление цветов насекомыми и др.). Важно так же дать представление о том, как разные растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям окружающей среды (засуха, морозы и т.д.), какие приспособления помогают им переносить жизненные невзгоды. На экскурсии поздней осенью есть возможность показать способы перезимовки различных растений (зимует ли растение с листьями или нет, какие подземные органы остались на зиму и т.д.). И, наконец, затронуть вопросы, прямо касающиеся охраны растительного мира. Прежде всего, следует показать непосредственно в природе те растения, которым грозит опасность уничтожения, которые нуждаются в охране. Если это красивые цветущие растения, и их часто собирают для букетов, надо объяснить к каким последствиям приводит обрывание цветков.
Воспитатель помогает детям раскрыть цепочку зависимостей «насекомые — птицы». В осеннее время года в связи с похолоданием начинается увядание растительности, значительно уменьшается количество насекомых. Педагог привлекает внимание детей к этому явлению, поясняет, что осенью нет ярко цветущих трав, не порхают бабочки, не жужжат пчёлы, которые садились на цветы, чтобы нажить нектар — вкусный сок, меньше стало мух и других насекомых т.к. для них нет пищи. С наступлением холодов насекомые прячутся под кору деревьев. Детям становится понятно, что увядание растительности является причиной уменьшения количества насекомых. На прогулках параллельно идёт наблюдение за стаями улетающих птиц, за их поведением. Воспитатель поясняет причину отлёта, связывая её с уменьшением количества насекомых.
Весной педагог обращает внимание на возвращение перелётных птиц, пробуждение насекомых после зимней спячки, появление первых весенних цветов, трав, листьев на деревьях, учит наблюдать за поведением птиц, вьющих гнёзда. Дошкольники должны знать, что птицы выводят птенцов, ищут для них корм.
Для закрепления полученных знаний воспитатель проводит беседу, в ходе которой они рассматривают картины, читает рассказы, стихи, пословицы о природе, природных явлениях, о насекомых, птиц и т.д., рассказывает, почему надо заботиться о птицах, животных; подкармливать их. В рассказах об их внешнем виде, повадках сезонной жизни воспитатель использует в своей речи яркие сравнения, описания, чувство жалости, стремление помочь. При подготовке прогулки – экскурсии, необходимо детей познакомить с нормами поведения, являющимся элементами экологической культуры каждого цивилизованного человека. Они должны быть доступны для восприятия дошкольников.

1. В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых), ходи по тропинке, можно нечаянно наступить на насекомых.
2. Старайся ничего, кроме знания и впечатлений, не уносить с тропинки.
3. Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности, не разжигай костер, не ломай ветки, не рви много цветов.
4. Замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденое.

Чувства, возникающие от встречи с природой, находят своё отражение в рисунках, в их рассказах. Художественное слово о природе, которое звучит ежедневно, помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с ней. Рисунки детей (и другие работы по лепке, аппликации, конструирование с природным материалом) можно оформить в виде стенда, выставки, а эпиграфом к ней можно взять слова Н. Сладкова «Нет в природе ни полезных, ни вредных — одни только необходимые». Выставка может быть посвящена какой-либо определенной теме, например «Знакомые незнакомцы» (о насекомых), «Что за прелесть — старые деревья», «Небо будет жить, пока в нем будут птицы» и др. На такой выставке рядом с детскими рисунками уместно поместить и работы воспитателя.
Действенная любовь, постоянная настоящая забота о природе возникает у ребят лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослых. Поэтому важна работа с родителями в этом направлении. На родительских собраниях, в беседах, консультациях можно поставить следующие задачи перед родителями:
1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (ведь нередко родители позволяют рвать цветы на общественных газонах и клумбах).
2. Учить бережному отношению к насекомым, птицам, животным. При необходимости помочь им.
3. Систематически объяснять взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Работа с родителями:
Собрания родительские, беседы, консультации.
День открытых дверей (Природа Севера, дежурство в уголке природы, занятия и т.д.).
Устный журнал об охране окружающей среды с показом слайдов, высказываниями детей о том, как они любят природу и какое участие принимают в ее охране.
Выставка детских работ.
Знакомство с передовым опытом семейного воспитания по экологии.
Поделки из природного материала сделанные детьми совместно с родителями.
Составление альбомов («Птицы нашего края», «Цветы», «Лекарственные растения», гербарии и т.д.).
Привлечение родителей к совместной прогулке, экскурсии с детьми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector