Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности.

Автор: Евдокимова Галина Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ ДСКВ №40 «Капелька».

Населенный пункт: г. Подольск, Московская область

Тема: Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности.

Опубликовано: 18.02.2017 21:12

Получить свидетельство      Скачать материал


МДОУ ДСКВ №40 «Капелька».
Городской округ Подольск, 2017г.
Составила: воспитатель Евдокимова Г.С.
Тема: «Сказкотерапия как метод снятия детской тревожности».
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. [2;4]
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Сказкотерапия – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, является одним видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования. [1;190]
Сказкотерапия, рассчитана для детей младшего школьного возраста, с пониженным уровнем самооценки. Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. Дети с заниженной самооценкой быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их, по сути нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх требующие группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.
Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.
Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
— сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
— сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Основной целью сказкотерапии является:
— Снятие эмоционального напряжения;
— Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
— Установление межличностных контактов между детьми;
— Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
— Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
— Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
— Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Общеизвестные литературные сказки не могут являться основным способом терапии, а только используются в качестве профилактики, модели, иллюстрации или иного вспомогательного средства. Безусловно, ещё в древние и тёмные времена человек пытался сблизить литературу с психологией. Продуктом именно этой деятельности и является сказкотерапия. Гипнотическая школа указывает на сходство между прослушиванием сказки и введением в транс. Атмосфера почти всегда идентичная: ритмичная речь человека, которому доверяешь, сопровождается непонятными формулами и повторами (присказками и т.д.). Следовательно, сказка может внушать, а не только предлагать модели поведения, некие ценности, убеждения и даже определённые жизненные сценарии.
Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:
— Главный герой;
— Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;
— Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;
— Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;
— Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;
— Герой теряет предмет;
— На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;
— Герой возвращается и решает проблему.
В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.
Т. Д. Зинкевич делит сказкотерапию на следующие типы:
1. Сочинение сказок — интерпритация; переписывание сказок; дописывание сказок; сочинение новых сказок и историй;
2. Постановка сказок — сказки на песке; театрализованные игры; терапевтические кукольные спектакли;
3. Рассказывание сказок — а) Групповое — придумывание «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное — от 1-го лица; от 3-го лица [3;34].
Примером психологической работы сказкотерапии может послужить сказка «Курочка Ряба»:
О чем эта сказка?
Чему учит эта сказка?
Объясните почему…
Все это может стать темой для обсуждения. При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны [4;26].
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т.к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector