Занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе «Служба быта».

Автор: Турова Юлия Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное дошкольное учреждение Детский сад №12 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Новодвинск, Архангельская область

Тема: Занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе «Служба быта».

Опубликовано: 19.02.2017 19:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе «Служба быта»
Тема: «Служба быта».
Форма: Коллективная трудовая деятельность.
Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Задачи:
1. Организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших другие, сообразно их интересам и возможностям.
2. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа звеньями, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
5. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Материалы и оборудование: почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка, прищепки, мочалки, конверт от Феи Чистоты с листами-заявками, тазы.
Предварительная работа:
• беседа о труде,
• заучивание пословиц и поговорок о труде,
• чтение стихотворений,
• рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых,
• закрепление представлений о труде через дидактические игры,
• разделение на звенья:
• 1-е звено (дети четырех лет) – мытье «Строителя»,
• 2-е звено (дети шести лет) – уборка в шкафу с игрушками,
• 3-е и 4-е звенья (дети пяти и шести лет) – стирка кукольного белья и уборка в шкафу с пособиями.
Ход трудовой деятельности:
Дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде: «Трудиться,- всегда пригодиться»; «Красна изба углами, а человек умением»; «Любишь кататься,- люби и саночки возить»; «Труд кормит, а лень портит».
Неожиданно воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес почтовую посылку. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.
Воспитатель: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка?
Дети: Дети шести лет читают и узнают, что посылка из Москвы.
Воспитатель: А, что вы знаете об этом городе?
Дети: дети коротко рассказывают.
Воспитатель: Интересно, что там лежит? А вам, ребята, интересно?
Дети: Да. (открывают посылку и достают оттуда: фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего это все нам нужно?
Дети: В фартуках наводят порядок, убираются. Мыло, чтобы постирать. Веревка и прищепки, чтобы повесить белье,а тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки.
Воспитатель: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, воспитатель читает и выясняют, что письмо от Феи Чистоты)
Воспитатель читает письмо, в котором Фея Чистоты предлагает открыть в группе службу быта по уборке помещения «Чистюли».
Воспитатель: Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете?
Дети: Служба спасения, газовая служба, пожарная служба, милиция, скорая помощь.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое служба быта? 
Дети: Служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений.
Воспитатель обращает внимание детей на листочки с картинками — заявки и предлагает в них разобраться. Выяснили, что всего 4 заявки, значит нужно разделиться на 4 звена. Воспитатель определяет состав четырех звеньев, назначает звеньевых.
 Воспитатель: Я себя назначаю директором службы быта. Просит подойти к столу по одному звеньевого из своего звена и вытянуть для своего звена листочек-заявку. После этого предлагает каждому звену обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки, распределить обязанности: кто что будет делать, стремление старших помочь малышам и друг другу достать необходимый материал, инвентарь.
Воспитатель напоминает, что надо работать дружно, помогать друг другу («Это не важно, что он в другом звене. Заметил, что товарищу трудно, — помоги. Есть такое правило»).
Воспитатель: Дети подойдите к своим рабочим местам и будем начинать работу. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда.
В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь, но чаще все-таки находится среди самых младших. Он показывает, как надо мыть «Строитель», и попутно объясняет: «Надо хорошо намочить тряпочку, отжать, чтобы не капала вода, расправить тряпочку на ладони, протереть аккуратно все стороны кубика, убрать его в шкаф». Одному из детей он предлагает протереть полку в шкафу после того, как весь «Строитель» будет вынут. Каждый ребенок в звене выполняет порученную работу от начала до конца: мочит тряпочку в тазу, отжимает, протирает кубики, убирает их в шкаф. Воспитатель трудится вместе с детьми.
Воспитатель не торопит детей, следит за тем, чтобы они выполняли все операции последовательно. Одновременно педагог осуществляет косвенный контроль и непосредственную помощь воспитанникам.
Дети шести лет работают у шкафа с игрушками. Один снимает игрушки с полки, двое-трое их протирают, еще один ребенок протирает полки и ставит игрушки на место. Эта работа «по цепочке» еще не достаточно усвоена детьми, и поэтому задача воспитателя следить и напоминать, чтобы они не спешили, умели ждать друг друга. Педагог поощряет каждое проявление помощи малышам, доброжелательности. По мере того как дети заканчивают работу, воспитатель предлагает им помочь другим, чтобы все были заняты делом.
У шкафа с пособиями работают 3-4 человека из смешанного звена. Они аккуратно вынимают пособия, протирают полки влажной тряпочкой, моют при необходимости кисточки, баночки для воды и т. д.
Воспитатель время от времени контролирует их работу, помогает разобрать пособия, советует, как разложить материалы, чтобы ими было удобно пользоваться.
Остальные дети трудятся в кукольном уголке. Они стирают предварительно замоченное кукольное белье, салфетки, полотенца, простыни и другие предметы. Каждый ребенок выполняет последовательно весь процесс стирки: сначала стирает, затем полощет белье и вешает сушить. Здесь важно следить за правильным распределением обязанностей. Воспитатель должен напомнить, что по мере загрязнения воду следует менять, и предложить мальчикам помочь девочкам носить тазики с водой.
В конце работы каждое звено приводит свое рабочее место в порядок: старшие под руководством помощника воспитателя выливают воду из тазиков и убирают их на место, прополаскивают тряпочки и вешают их сушить. В это время дети среднего возраста складывают клеенки, снимают и убирают фартуки. Затем старшие дети с помощью няни или воспитателя расставляют столы.
Подведение итогов работы: Оценка выполнения заявки.
Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место.
По окончанию работы воспитатель спрашивает звеньевых о том, как по их мнению, трудились дети. Сам он обязательно приводит примеры положительных поступков детей: «Иван закончил свою работу и помог девочкам»; «Лиза увидела, что Галя не умеет отжимать тряпочку, и показала, как это делать»; «Коля был очень вежлив с детьми, его не просили помочь, а он это сделал сам».
Особенно нужно поощрять детей пятого года жизни («Ирина очень аккуратно уложила кубики на полку» и т. п.). Следует обязательно подчеркнуть коллективный характер деятельности детей: «Сделали много потому, что трудились сообща, все вместе, дружно, и большие и маленькие».
Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта, выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда:
— Что мы сделали для того, чтобы у нас в группе был порядок и чистота?
— Справились ли вы с заданиями?
— Почему у нас все получилось?
Дети, постарайтесь дома тоже навести чистоту и порядок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector