Мы — юные экологи.

Автор: Перминова Елена Николаевна

Должность: Воспитатель группы детей дошкольного возраста

Соавтор: Рябова Наталья Владимировна

Должность: Воспитатель группы детей дошкольного возраста

Учреждение: МБДОУ детский сад № 13

Населенный пункт: г. Кирово — Чепецк, Кировская область

Тема: Мы — юные экологи.

Опубликовано: 19.02.2017 22:56

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13
города Кирово-Чепецка Кировской области
(МБДОУ детский сад № 13)

«МЫ – ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ».
(Работа с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию, экологические игры как один из видов работы с детьми)

Воспитатели: Перминова Елена Николаевна
Рябова Наталья Владимировна

город Кирово-Чепецк
2017 год
1. Усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в её решении. В связи с резким усилением процессов урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой: не » чувствует» её, не имеет возможности увидеть проявление законов природы в своей обыденной жизни.
В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Но чтобы каждый осознал значимость этого дела, необходимо с детства прививать человеку любовь к природе, т.е. создать условия для воспитания экологической культуры у дошкольников.
В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости. Всё это диктует необходимость усиления внимания к природе в дошкольном образовательном учреждении.
2. Наше дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования, основанной на примерной образовательной программе «От рождения до школы» под ред Н.Е.Вераксы. Часть, формируемая участниками образовательных отнощений содержит разделы из программы «Развитие», в которой содержится раздел по развитию экологических представлений. На занятиях по экологическому воспитанию мы дополнительно используем программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.С. Вересовой
«Мы – земляне», на основании которых нами разработан перспективный план занятий, а также детские энциклопедии, атласы, художественную литературу, пособия и игры по экологии.
В своей работе с детьми мы планируем и проводим походы и экскурсии в парк, к реке, в зоопарк, дополнительные познавательные занятия, беседы, активно участвуем в экологических конкурсах.
3. В систему нашей работы прочно вошли:
— экологические десанты «Зелёный наряд городу», «Очистим планету от мусора», «Покорми птиц зимой»,
— беседы о животных планеты, домашних животных, животных, занесённых в «Красную книгу»,
— беседы о птицах (перелётных, домашних, редких)
— беседы о морях и океанах, их обитателях, охране водных ресурсов,
— изучение природных зон,
— беседы о родном крае (Кировской области), о животном и растительном мире, природных особенностях нашего края,
— наблюдения на прогулках, экскурсиях, походах,
— рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, географических карт, плакатов, глобуса,
— просмотр видеофильмов о животных, птицах, растениях, морях,
— составление группового фотоальбома о домашних питомцах воспитанников,
— составление рассказов о любимом животном совместно с родителями, летнем отдыхе, о походах на природу, о необходимости беречь всё живое,
— изготовление коллективного панно в технике «оригами», коллажа «Берегите лес», «Наш дом – Земля»,
— организуем выставки рисунков на различные экологические темы: «Животные наших лесов», «Экзотические животные и птицы», «Подводное царство», «Будь природе другом», «Как прекрасен этот мир»; фотовыставки «Наш домашний любимец», «Морское путешествие» (об отдыхе у моря),
— пополнение коллекции ракушек и камней, привезённых с моря,
— участие в конкурсах МДОУ № 13: поделок из природного материала «Осенняя фантазия», кормушек «Помогите пернатым друзьям», рисунков «Будь природе другом».
В группе имеется зелёный уголок. В нём большое разнообразие комнатных растений, вместе с детьми выращиваем рассаду цветов и высаживаем весной в клумбы на участок детского сада. Дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за рыбками в аквариуме. Имеется лестница эволюции животного мира (от бактерий до млекопитающих, от древних животных до современных), игрушки-животные, игрушки-насекомые, календарь природы, картинки, фотографии.
Воспитателями придумано и сделано своими руками множество игр по экологическому воспитанию для разных возрастных групп. Мы создали свою картотеку с играми по экологическому воспитанию. Игры используются на занятиях и в повседневной жизни детей, например, экологические игры с элементами моделирования:
«Календарь природы»
Цель игры: способствовать развитию наблюдательности, наглядно-образного и предметно-схематического мышления ребенка;
активизация внимания, памяти и воображения, познавательной деятельности в целом; обогащение словарного запаса; овладение действиями построения модели типа часов для установления временных отношений.
«Времена года»
Цель игры: развивает умение ребенка отображать состояние растительного и животного мира, неживой природы; дети учатся устанавливать связи и зависимости в окружающем мире, делать выводы; способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения видеть и ценить ее красоту и неповторимость в любое время года.
«Чей след?»
Цель игры: развивать у детей умение систематизировать животных по их следам, закреплять умение детей пользоваться моделями.
«Животный мир»
Цель игры: развивать у детей умение классифицировать животных в зависимости от среды их обитания; формировать представления детей о хищных животных и травоядных животных; закреплять умение пользоваться моделями.
«Растительный мир»
Цель игры: развивает умение устанавливать связь строения растений с условиями жизни; построение детьми моделей, отображающих зависимость строения растений от условий жизни.
«Что нельзя делать в лесу»
Цель игры: учить детей ориентироваться в запрещающих знаках, уточнить и закрепить правила поведения в лесу, воспитывать способность понимать, любить и беречь природу, внушать детям сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
«Пищевые цепочки»
Цель игры: закрепить знания детей о пищевых цепочках (на лугу, в лесу, в водоёме), убеждать детей в полезности всех видов животных, насекомых, растений, взаимозависимости их друг от друга.
Включение дидактических игр о природе в занятия, праздники, экскурсии, прогулки – это путь к формированию интереса и бережному отношению к природе, умению детей соблюдать правила поведения в природе, успешному освоению детьми программы детского сада по экологическому и социально- нравственному воспитанию.
По результатам итоговой диагностики большинство детей группы имеют высокий уровень развития по экологическому воспитанию.
Родители воспитанников активно принимают участие во всех наших мероприятиях, помогают, советуют, получают наши рекомендации по экологическому воспитанию детей.
4. Вместе с детьми мы участвовали в городском экологическом творческом проекте «Календарь интересных осенних дат», целью которого было привлечение внимания детей к проблеме охраны окружающей среды, способствовать формированию у детей знаний о природе, способствовать творческому развитию природоведческих знаний, расширять представления детей о международных и всероссийских праздниках, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Наши творческие перспективы:
— Продолжать осуществлять экологическое воспитание детей, используя различные формы деятельности (экскурсии, целевые прогулки, пополнение картотеки игр и пособий по экологии).
— Разработать перспективный план по экологическому воспитанию младших дошкольников.
— Использовать в работе по экологии с детьми и родителями метод проектной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector