Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Капустина Елена Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Селлихинского с. п.

Населенный пункт: с. Селихино, Комсомольский район, Хабаровский край

Тема: Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Опубликовано: 20.02.2017 04:01

Получить свидетельство      Скачать материал


К традиционным техникам рисования относятся (По Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной):
-рисование акварельными красками;
-работа с гуашью;
-рисование цветными восковыми мелками;
-рисование простыми и графическими карандашами.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Термин нетрадиционный можно рассмотреть, как — не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Современные исследователи, педагоги (Н.Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина, А.А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ.
К изобразительным техникам и приемам они относят:
в рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, цветными карандашами; печатание (коробками, штампиками); набрызг по трафарету; техники кляксографии, монотипии и т.п.
при лепке: использование наряду с глиной и пластилином репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п.
при аппликации: сочетание материалов (бумаги, природных материалов, пластилина), использование пищевых продуктов (крупяных и макаронных изделий, шелухи, толченой яичной скорлупы и т.п.), окрашенного песка и других материалов.
Практические исследования О.А. Белобрыкиной, Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.
А.А. Белобрыкина отмечает: «Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике». Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы «Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству». Цель методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Дан перечень техник рисования по возрастам, их описание. Техники идут с усложнением.
Другой педагог-психолог И.А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.
Т. С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях.
Давыдова Г. Н. отмечает, что детское художество сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники.
Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
Никитина А.В. рекомендует начинать работу с младшими дошкольниками в овладении нетрадиционными изобразительными техниками с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками. В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемы с помощью более сложных: монотипия, кляксография трубочкой, солью, песком и т.д. 
Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
— рисование пальчиками
— ладошками
— рисование тычками из поролона
— ватными палочками
— печатание листьями.
В средней группе добавляется: рисование свечой.
В старшей группе нетрадиционные техники:
— кляксография с трубочкой
— монотипия
— набрызг
— восковые мелки + акварель
— оттиск смятой бумагой
— рисование поролоном
— гравюра
— оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.
В подготовительной группе добавляется:
— Тиснение
— тычок жесткой полусухой кистью
— рисование по сырому
— черно-белый граттаж
— кляксография с ниткой
— Батик
— рисование солью
— расчёсывание краски
— двойное примакивание кисти.
Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник, представленных А.В. Никитиной. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
— тычок жесткой полусухой кистью.
— печать поролоном;
— печать пробками;
— восковые мелки + акварель;
— свеча + акварель;
— отпечатки листьев;
— рисунки из ладошки;
— рисование ватными палочками;
— волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
— рисование песком;
— рисование мыльными пузырями;
— рисование мятой бумагой;
— кляксография с трубочкой;
— монотипия пейзажная;
— печать по трафарету;
— монотипия предметная;
— кляксография обычная;
— пластилинография.
Другой педагог Сакулина Н.П. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник:
С 2 лет
— рисование пальчиками
— рисование ладошкой
с 3 лет
— оттиск пробкой
— оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)
с 4 лет
— оттиск смятой бумагой
— восковые мелки + акварель
— свеча + акварель
с 5 лет
— печать по трафарету
— монотипия предметная
— чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)
— кляксография обычная
— кляксография с трубочкой
— кляксография с ниточкой
— набрызг
— акварельные мелки
— тычкование
— с 6 лет
— цветной граттаж
— монотипия пейзажная
Существует много техник нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Рассмотрим краткую характеристику основных видов нетрадиционных техник рисования:
Пальцеграфия (краска наносится пальцами, ладошкой).
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило — каждый палец набирает одну определённую краску. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.
Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск.
Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д. С помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.
Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Используются различные пробки и крышки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Оттиск печатками.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. Печатки можно изготовить из картофеля, ластика, и др.
Смешанные техники рисования.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Монотипия: предметная, пейзажная, сюжетная.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (отражение в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название — монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos – отпечаток).
Черно-белый и цветной граттаж.
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Бумага белая, тонированная натирается свечой. Покрывается смесью ПВА+тушь (гуашь) после высыхания процарапываем палочкой.
«Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом — создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Если на плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.
Кляксография.
Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. рисование зубной щёткой). Или: на зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило — проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой).
Тиснение (Эмбоссинг)
Техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата и некоторых других материалов (картона и фольги, др.) для получения на их поверхности рельефных изображений путём механического выдавливания.
Тычкование.
«Рисование методом тычка» — (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» — используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило — кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Пластилинография.
Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. Пластилиновая живопись (пластилинография, + паетки, бисер, нитки).
Аэрография.
Техника нанесения рисунка, где при смешивании краски один цвет краски плавно переходит в другой. Сегодня аэрография пользуется большим спросом. Рисунок наносится на поверхность с помощью специального прибора – аэрографа. Каждая работа выполняется вручную. Используя аэрографию можно сделать работу любой сложности и масштаба.
Бумагопластика.
Позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ. Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
Квиллинг.
(англ. quilling — от слова quill (птичье перо), бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Клеевые картины («Витраж»).
Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет. Также контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.
Коллаж.
(от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов.
Рисование мылом.
Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться.
Рисование мыльными пузырями.
Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.
Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.  Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. 
Создание отпечатков от мыльных пузырей.
Приготовить лист. Надуть мыльный пузырь и очень аккуратно посадить пузырь на чистый белый лист. Затем лопнуть пузырь так чтобы он оставил на листе цветной отпечаток. Выполнить таких отпечатков по всему листу, разных цветов. После высыхания дорисовываем дополнительные детали.
Рисование солью.
Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости. 
Рисование крупами.
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
Или: альбомный лист смазываем клеем ПВА и посыпаем манной крупой. Остатки ссыпаем. Клею надо дать высохнуть. Дня ему хватит. А на следующий день по приклеенной крупе рисуем кисточкой и акварельными красками. Рисуем примакивая, если размазывать, то крупа может осыпаться. Если брать больше воды, то цветовое пятно расплывется больше и будет бледным. Если взять немного воды, то цвет будет ярче и не расплывется. Оба эти приема можно использовать, смотря, что вы будете рисовать.
Другой вариант: карандашом на листе рисуем контур какого-то предмета, например, котенка, медвежонка, зайчонка. И клеем смазываем только внутри контура. Посыпаем крупой. На следующий день раскрашиваем рисунок. Если нужно нарисовать какие-то мелкие детали более четко, нужно подождать, когда первый слой краски высохнет. А потом рисовать, беря небольшое
количество воды.
Пескография.
Песок насыпается или забрасывается на поверхность стола. Плотным слоем покрывать весь стол не нужно. Сначала необходимо научить детей правильно насыпать песок, чтобы получались равномерные линии. Дети привыкли рисовать только пальцами, а здесь задействована вся кисть. Причем можно рисовать обеими руками – симметрично.
Охарактеризуем основные этапы освоения нетрадиционных техник рисования:
Обучающий этап.
Цель: Познакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования с их выразительными возможностями, вызывать у детей интерес к нетрадиционным изобразительным техникам, желание создавать изображение такими способами; включать детей в широкое экспериментирование с материалами инструментами, обогащение предметно-развивающей среды. Приобщать детей к миру искусства, знакомить со средствами выразительности живописи, развивать представления о художественном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучать пониманию специфики средств выразительности нетрадиционных техник, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Формировать технические умения и навыки в работе с гуашью и акварелью в нетрадиционных техниках.
Развивающий этап.
Цель: освоение нетрадиционных техник; поддерживать желание ребенка экспериментировать с новыми материалами, сочетать изобразительные техники в одной работе. Развивать воображение, учить создавать образ на основе непреднамеренно созданного следа (отпечатка, следа нитки и пр., по ассоциации (формы, цвета, фактуры следа) способом «опредмечивания», дополнять образ деталями. Учить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
Развивать понимание детьми средств выразительности для разных нетрадиционных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы, недоступные в непосредственном восприятии, учить опосредованному познанию природы через нетрадиционные техники, расширять опыт художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений. Совершенствовать умения, полученные на предыдущем этапе. Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования, и их выразительных возможностях. Формировать умение объединять в одном рисунке несколько нетрадиционных техник в разных вариантах, умение сочетать их с традиционными для получения выразительного образа. Развивать интерес, художественный вкус, эстетическое восприятие.
Творческий этап.
Цель: Побуждать детей творчески применять полученные умения, освоенные нетрадиционные техники в ходе коллективной работы, или занятий по замыслу, или самостоятельной деятельности. Побуждать детей самостоятельно задумывать образ, отбирать выразительный способ его создания, сочетать разные техники. Стимулировать потребности детей в творческой самореализации, развивать художественно — творческие способности дошкольников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. Развивать умение самостоятельно определять замысел, осознанно выбирать способы и формы его воплощения, умение объединять в одном рисунке нескольких техник и материалов в разных сочетаниях для создания своего неповторимого образа. Воспитывать умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции. 
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное — уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector