Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

Автор: Митина Ирина Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 58»

Населенный пункт: г. Волгоград, Волгоградская область

Тема: Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

Опубликовано: 20.02.2017 14:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема статьи: «Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников».
В педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связывается с возникновением и формированием разных типов детской деятельности. Основные ее виды – игра, труд и учеба – образуют целостную систему педагогического процесса детского сада. В центре этой системы находится игра. За ней в отечественной дошкольной педагогике и психологии прочно закрепилось определение ведущей деятельности.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
1. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам. 
3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).  
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по  ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.  Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится  контроль за состоянием сенсорного развития младших дошкольников:
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр  игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.  Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом  для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).
Виды дидактических игр:
1) Игры-забавы
2) Настольно-печатные
3) Словесные
4) Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
1)  Отражение учебного материала
2)   Выделение игровых задач
3)   Наличие правил
4)   Действия играющих
5)    Подведение итогов игры
 Классификация игр:
1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех  основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
— Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
— Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;
— Определение наиболее  удобного времени проведения дидактической игры;
—  Выбор места;
— Определение количества играющих;
— Подготовка необходимого дидактического материала;
— Подготовка к игре самого воспитателя;
— Подготовка к игре младших дошкольников;
— Проведение игры:
— Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;- Объяснение хода и правил игры;
Правила игры:
—   Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников;
—   Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;
От младших дошкольников требуется:  умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является  и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.
2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
Для младших дошкольников  третьего года жизни характерно обладание  чувственного познания окружающего мира.  Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.  Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. 


Литература

1.       Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника. 

2.       Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004

3.       Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. 

4.       Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. 

5.      Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. 

6.    Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. 


7. Козлова. С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ.сре.пед.учеб.заведений. – М.:»Академия», 2001.

8.   Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. 

9.   Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001.

10.   Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. 

11.   Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. 

12.  Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. – М,1997.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector