Формы активизации детей в совместной проектной деятельности.

Автор: Золотарёва Наталья Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №2»

Населенный пункт: г. Черемхово, Иркутская область

Тема: Формы активизации детей в совместной проектной деятельности.

Опубликовано: 22.02.2017 07:36

Получить свидетельство      Скачать материал


Формы активизации детей в совместной проектной деятельности.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к образовательному процессу. Федеральный образовательный стандарт определяет условия для развития личности ребёнка дошкольного возраста, что предполагает применение новых нетрадиционных технологий в обучении. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться в окружающем мире. В достижении поставленных задач, в совместной деятельности у детей развивается способность к сотрудничеству. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности личности на результат, который достигается в процессе совместной деятельности взрослых и детей над определённой практической проблемой. Таким образом, метод проектов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Метод проектов позволяет мне интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создавая условия для развития детской активности через организацию всех видов детской деятельности, выделила следующие задачи:
• обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
• развивать познавательные способности;
• развивать творческое воображение;
• развивать творческое мышление;
• развивать коммуникативные способности;
• привлечь родителей к развитию познавательной сферы ребёнка;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в групповых мероприятиях.
В нашем учреждении образовательная деятельность планируется и реализуется по тематическим неделям. Проект разрабатывается согласно образовательной программе учреждения, по пяти образовательным областям соответственно ФГОС. Темы проектов соответствуют темам недель. Технология проектной деятельности используется мной как в рамках тематической недели, так и в рамках одного дня. Составляя проекты, использую правило «Шести П»:
• Проблема (ставится совместно или непосредственно детьми);
• Проектирование (планирование вместе с детьми путей решения проблемы);
• Поиск информации для решения проблемы;
• Получение продуктов деятельности;
• Презентация продукта;
• Портфолио проекта.
Использую разные формы организации детей: организованное взаимодействие ребёнка с ребёнком, ребёнка со взрослым, самостоятельная детская деятельность.
Проект реализуем в три этапа. На первом этапе ставлю перед собой цель и вовлекаю детей в решение проблемы. Совместно с детьми намечаем план достижения цели. Мероприятия основного этапа включают в себя сбор информации, игры, наблюдения, поездки, творческие работы. На заключительном этапе происходит презентация продукта проекта, подводятся итоги.
На первом этапе использую модель «Трёх вопросов»
• Что знаю?
• Что хочу узнать?
• Как можно узнать?
Для этого вместе с детьми оформляем планшет, который имеет три кармашка (с изображениями, символизирующими каждый из этих трёх вопросов), в которые вставляются карточки с предложениями детей.
Я работаю в средней группе, и поэтому подумала, что необходимо как-то вызвать интерес детей к проекту. Так у нас в группе появилась «Кладовая полезных вещей». Эта «кладовая» оборудована в шкафчике. В неё мы помещаем информацию и предметы, которые могут быть полезны в ходе работы над проектом: книги, иллюстрации, раскраски, диски, дидактические и настольно-печатные игры, наборы для творчества, наборы для опытно-эксперементальной деятельности. Но мы не хотели, чтобы дети считали, что вся эта информация идёт от воспитателей, поэтому придумали, что хранительницей нашей кладовой должа стать наша Маша – кукла сшитая родителями, с которой ребята уже давно знакомы. Она встречает их каждое утро и является помощницей во всех наших делах. Поэтому теперь вопитанники знают, чтобы найти какую-то информацию, они могут обратиться за помощью к Маше и заглянуть в её «кладовую».
В этом году мы решили попробовать использовать интеллект-карты при планировании проектов. Это графический способ представления идеи, концепции, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Этот метод помогает воспринимать образовательный процесс как единое целое. Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств(картинок, рисунков, символов, стрелочек). Любой проект разбивается на этапы, которые, в свою очередь делятся на подэтапы. Если информация по проекту прописана в виде текста или таблицы, то часто в этих этапах и подэтапах можно запутаться. Представление проекта в виде интеллект-карты позволяет увидеть и удержать в голове всю картину целиком. План проекта в виде интеллект-карт даёт ряд преимуществ:
• Легко отслеживать, что уже сделано, а что – нет
• Легко дополнять план . Если нужно добавить новый шаг, и план становится более подробным. (для этого план пишем от руки)
• Легко увидеть первоочередные задачи.
Лист лучше располагать горизонтально, это позволит в дальнейшем расширять и модернизировать карту. В центре «находится» главная мысль, в нашем случае – это тема проекта или тема дня. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла по часовой стрелке. При этом зрительный образ запоминается надолго и формирует огромное количество ассоциаций.
План на каждый день размещается на отдельных листах. В центре располагается тема дня, а по кругу — план мероприятий на день по всем образовательным областям. Такая карта составляется на утреннем сборе, исходя из предложений детей и родителей. В течение дня в неё вносятся дополнения или изменения.
Создавая ментальные карты с детьми, мы используем картинки, фотографии или рисунки детей. Предварительно составляю карту по теме дня, а затем в ходе исследования, беседы, занятия дети вырезают и приклеивают картинки, делают зарисовки, рисуют стрелочки. То есть дети являются активными участниками процесса осмысления и создания интеллект- карты, осваивают новый метод познания, который смогут перенести в дальнейшем на любые жизненные ситуации. По этим картам легко запомнить лексику, придумывать предложения и рассказы.
Первым проектом, который был оформлен с использованием нового метода, стал проект «Животные и птицы нашего края». Тема предлагалась воспитателем, но это не помешало провести проект успешно. Совместная исследовательская деятельность проводилась исходя из поставленных задач и фиксировалась детьми. На своих интеллект-картах ребята вырезали и приклеивали картинки, рисовали стрелочки, покзывающие взаимосвязь объектов. Каждый день дети узнавали, находили, исследовали что-то новое, совенно, карта велась поэтапно. В первый день вспоминали, узнавали новое, проводили исследования, наблюдения по теме «Какие птицы живут внаших краях?» В ходе этих мероприятий дети выбрали из множества картинок изображеня птиц, обитающих в нашей полосе, вырезали и приклеили на карту. Заметив картинку с изображением кладки яиц, ребята предложили поместить и её на карту, т.к. все эти птицы откладывают яйца.Затем они нарисовали стрелочки, соединяя изображения птиц с кладкой. Детям очень понравилось создавать интеллек-по ходу игры. Аналогично проводилась работа каждый день, в ходе которой появлялись новые картинки, новые стрелки, устанавливались связи, проводились аналогии. Итоговым мероприятием стала игра-викторина. Таким образом к концу проекта у нас появился ещё один продукт в виде интеллект-карты.
Применение данных форм активизации детей помогает нам сплотить ребят, развивая коммуникативные и нравственные качества. Знания становятся для них интересными, так как ребята сами их планируют и они становятся их «находкой» и «открытием».
В результате:
• Повысилась активность детей в беседах, играх, в продуктивных видах деятельности
• Дети стали проявлять самостоятельность при выборе деятельности, в играх
• Организуют самостоятельно беседы по картам
• Повысилась познавательная и речевая активность
• Родители проявляют инициативу в участии реализации проектов

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector