Формирование здорового образа жизни у дошкольников «Учусь быть здоровым».

Автор: Кызынгашева Венера Радиковна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад № 203

Населенный пункт: г. Новокузнецк ,Кемеровская область

Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников «Учусь быть здоровым».

Опубликовано: 23.02.2017 13:46

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект

Формирование здорового образа жизни у дошкольников
«Учусь быть здоровым»

Структура проекта:

Направления проекта, Актуальность
2. Цели
3. Задачи
4. Участники процесса
5. Направленность развития деятельности
6. Тип проекта
7. Продолжительность
8. Результат
9.Этапы работы
10. Список литературы

…С ним ничего не страшно, никакие испытания.
Его потерять – значит потерять все, 
без него нет свободы, нет независимости,
человек становится рабом 
окружающих людей и обстановки
оно – высшее и необходимое благо, 
а между тем удержать его так трудно.
В. Вересаев.

Направление проекта

Экспериментально проектное
Мониторинг здорового образа жизни
Методическое сопровождение
Практика
Актуальность

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 
В последние десятилетия во  HYPERLINK «http://50ds.ru/vospitatel/10081-formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-vsem-s-matematikoy-nuzhno-druzhit.html» t «_blank» всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Здоровых детей у нас в 4 раза меньше, чем больных и их количество уменьшается. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело уже с заболевшими. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% — наследственными факторами, на 20% — состоянием окружающей среды и на 50% — образом жизни.
Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своем — результат воспитания. Поэтому оздоровление детей путем воспитания у них привычки ЗОЖ — это перспективное направление работы по сохранению и укреплению здоровья
HYPERLINK «http://50ds.ru/vospitatel/10167-tsikl-valeologicheskikh-igr—formiruyushchikh-zdorovyy-obraz-zhizni-doshkolnikov.html» t «_blank» Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать  HYPERLINK «http://50ds.ru/vospitatel/10167-tsikl-valeologicheskikh-igr—formiruyushchikh-zdorovyy-obraz-zhizni-doshkolnikov.html» t «_blank» Здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
HYPERLINK «http://50ds.ru/vospitatel/2044-igra-puteshestvie-po-gorodam-i-stranam-starshiy-doshkolnyy-vozrast.html» t «_blank» Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически. Вот почему в детском доме следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих. Этому наших детей никто не научит кроме нас педагогов .
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
 В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура». 
 Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. 
 Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий процесс обучения
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Цели
Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. (социального, психического и физического
Развивать культурно-гигиенические навыки
Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создание модели учебно-воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи проекта
Просветительная работа по формированию З.О.Ж. воспитанников
Развитие культурно-гигиенических навыков ребёнка — первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, создание условий для организации закаливания детей
Создание условий для организации двигательной активности детей, совершенствование физического развития
Обеспечение эмоционального настроя детей
Создание здоровьесберегающего образовательного процесса
Охрана и укрепление здоровья дошкольников
Предупреждение травматизма
Подготовка ребенка к жизни в современном обществе
Взаимодействие воспитанников и иными участниками образовательного процесса

Участники процесса
Дети
Педагоги
Узкие специалисты
Медицинские работники

Направленность развития деятельности
Информационно-аналитическое направление — выяснения образовательных потребностей медицинских работников, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на детей
Познавательное направление — это обогащение воспитателей, узких специалистов знаниями в вопросах оздоровления, закаливания и профилактики болезней детей дошкольного возраста
Наглядно – информационное направление – это рисунки, плакаты для детей направленные на развитие КГН, физического развития, закаливания и т.д
Досуговое направление — это реализация полученной информации в совместных мероприятиях (праздники, развлечения, мини спектакли, беседы, рисунки детей)

Тип проекта
Информационный

Продолжительность
Учебный год

Результат
Дети овладеют культурно-гигиеническими навыками
Навыками во время еды, научатся правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом
 Будут сформированы привычки следить, за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
 Будут сформированы начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
 Будут снижены заболевания каждым ребёнком
Дети с удовольствием выполняют различные движения на открытом воздухе в любую погоду
Дети самостоятельно организуют несложные подвижные игры, используя свой двигательный опыт
Будет проведён праздник «Дня здоровья», «Спортивные развлечения», «Весёлые старты»

Этапы работы (содержание работы)
INCLUDEPICTURE «http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/153292660.118/0_6d43d_7f8a0ee0_XL» * MERGEFORMATINET

1 этап подготовительный выбор цели проекта
Деятельность педагога:
— Формулирует проблему (цель).
— Выбор группы участников. 
 — Вводит в игровую ситуацию.
— Формулирует задачу.
— Анализ проблемы, определение источников информации.
— Выбор критериев оценки результатов
Деятельность детей:
— Вживание в З.О.Ж.
— Принятие задачи.
2 этап организационный разработка проекта
Деятельность педагога:
— Сбор и уточнение информации по теме
 — Планирование деятельности
 — Организация деятельности.
Деятельность детей:
— Объединение детей в рабочие группы.

3 этап практический выполнение проекта
Деятельность педагога:
— Практическая помощь.
-Выполняется практическая часть проекта.
Деятельность детей:
— Представление продукта деятельности.
4 этап итоговый подведение итогов
Деятельность педагога:
— Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
— Подготовка к презентации.
 — Презентация.
— Проводится «разбор полетов», оценка результатов.
Деятельность детей:
— Представление продукта деятельности.

Этот проект имеет здоровьесберегающую направленность. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность и привитие КГН , в итоге формирует  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение в работе Д/Д здоровьесберегающих педагогических технологий повышает  результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

INCLUDEPICTURE «http://st.free-lance.ru/users/maxgoo/upload/f_4a4d8c5dadb39.jpg» * MERGEFORMATINET ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

п/п
Перечень
технологий
Краткая аннотация

1

Самомассаж
Воздействие на биологические точки с помощью круговых движений подушечек пальцев. Массаж ушных раковин, кистей рук, рефлексогенных зон стопы.
2
Массаж биологически активных точек
Пальцевой точеный массаж биологически активных зон кожи.
3

Загадки-шутки
Способствуют переключению с
одного вида деятельности на другой

4
Пальчиковая
гимнастика

Игры с участием рук и пальцев поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений.

5

Психогимнастика
Курс специальных занятий, этюды игр, упражнений, направленных на развитие различных сторон психики ребенка.
6
Пластические
этюды
Позволяют расслабиться, снять
эмоциональное напряжение.
7
Дыхательная
гимнастика
Позволяют расслабиться, улучшает кровообращение организма.

8
Имитационные
упражнения
Развивают воображение, снимают напряжение

9

Рефлексия
Положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу, снимают напряжение и усталость.
10
Использование разных динамических поз
Для снятия эмоционального
напряжения
11
Минутки радости
Для снятия психо-эмоционального напряжения.

12
Тренаж со зрительными метками (геометрические зрительные траектории), симметрические рисунки
Для активизации организма,
снятие зрительного напряжения.

13
Музыкальные
переменки
Для снятия эмоционального
напряжения

14
Использование элементов музо и цветотерапии
Для эмоционального настроения,
расслабления после занятия

15
Использование
Рече двигательного компонента.
Детское хоровое пение

Народные песни, попевки,
стихи-миниатюры.

16

Качание головой
Улучшает мыслительную
деятельность

17
Медвежьи
покачивания
Расслабляют позвоночник,
мышцы шеи.

18

Игротерапия
Через сюжетно-ролевые игры, подвижные и дидактические игры ребёнок снимает не только своё психоэмоциональное напряжение, но и учится основам здорового образа жизни
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Работу в данном направлении непрерывно будем продолжать, расширять и углублять, и она даст неплохие результаты.
Список литературы
Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.
Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.- 31с.
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. — 112с.
Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: — М: Мнемозина, 2007.- 279с.
Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М.:Просвещение.-1999.-221с.
Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. — 2005. — №4. — С.61-65.
Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, — М., Школьная пресса, 2007 г.-136с

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector