Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с ОВЗ.

Автор: Герасимова Людмила Пантелеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №27»

Населенный пункт: г. Северск,Томская область

Тема: Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с ОВЗ.

Опубликовано: 24.02.2017 12:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Герасимова Людмила Пантелеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27», г. Северск

Общение не является врожденным видом деятельности человека. Оно является одним из условий психического развития ребенка в учебе, игре, социальной ориентации, способствует социализации ребенка и его интеграции в группу сверстников. Общение активно влияет на становление личности ребенка.
Коммуникативность — это процесс взаимодействия, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в самом процессе общения. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени
• Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей ТНР, поэтому уделяю особое внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями в нашем детском саду является приоритетной. В группе, где я работаю, все дети с ОВЗ. В том числе четверо детей-инвалидов с разным характером заболеваний. Хроническая сенсоневральная тугоухость III-IV ст. гидроцефалия, детский церебральный паралич правосторонний, ОНР-3уровня обусловленные псевдобульварной дизартрией и хронической тугоухостью. Ребенок подготовительной к школе гр.
• Синдром Диджорджи, ОНР 1 уровня обусловленный открытой риноломой (расщелина ноздри, верхней губы, расщелина мягкого и твердого нёба, альвеолярного отростка, перенатальное поражение ННС), псевдобульварная дизартрия.
• Задержка психического развития, ОНР III уровня, обусловленной открытой ринолалией (расщелина ноздри, верхней губы слева, мягкого, твердого нёба, альвеолярного отростка) стертая форма дизартрии.
• ППЦНС, гипотериос, синдром тетрадофаио, порог сердца III ст., ЗПР,ОНР II уровня обусловл.открытой формой ринололии (врожденная расщелина мягкого и твердого нёба, альвеолярного отростка)
Практика показывает, что отношение к таким детям в обществе не однозначно. Повышенное внимание, порой насмешки или проявление агрессивности со стороны детей и взрослых формируют, к сожалению, ответную, защитную форму поведения. И для детей с ОВЗ и для их здоровых сверстников необходима интеграция, необходимо и оздоровление самого общества через воспитание моральных норм, основанных на духовно нравственных ценностях.
У детей с тяжелыми речевыми нарушениями имеются проблемы с коммуникацией. У них недостаточно сформированы навыки речевого общения, низкий уровень сформированности связной речи создает барьеры в межличностном взаимодействии: отмечается бедность активного словаря, неумение правильно строить фразы, выражать интонационные оттенки в речи. Дети в основном малоразговорчивы с взрослыми и сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание. В силу неуверенности, тревожности многие воспитанники стесняются выступать на публике с какими-либо сообщениями, рассказывать стихи, сказки, участвуют в общении часто по инициативе других, не проявляя активности.
Опыт работы в детском саду показывает, что одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативного общения является игра. В условиях разнообразных игр ребенок сталкивается с ситуациями, характерными для его реальной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков: возможность получать радость от общения, формировать умение слушать и слышать другого человека, идёт формирование навыков коллективной деятельности.
Пребывание в группе ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это большая ответственность, которая ложится на всех сотрудников детского сада. Необходимо так организовать условия пребывания в детском саду, чтобы ребенку было комфортно пребывание и обеспечивало условия получения полноценного дошкольного образования.
Наблюдения за совместным пребыванием в группе детей с ОВЗ позволяют сделать вывод, что инклюзивная практика оказывает положительное влияние на всех детей. Дети стали бережно, с особым вниманием относится к ребенку с ДЦП. Стремятся оказать ему посильную помощь.
Навыки коммуникативного общения у воспитанников не могут быть сформированы вне деятельности. Поэтому деятельность мы рассматриваем как средство социализация личности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, воспитываются нравственно-волевые качества и доброжелательные отношения со сверстниками. Происходит установление между детьми и взрослыми личностных взаимоотношений.
дети

дети
родители
Педагог
общество

Предпочтение отдаем деятельности совместного характера, педагог является партнером по деятельности и общению.
В детском возрасте эталоном поведения является взрослый. Поэтому так важно, чтобы и родители и педагог показывали своим собственным примером эталоны коммуникативного общения и способствовали взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми.
В группе создаются условия для полноценной реализации совместной деятельности, которая должна быть значимой, интересной, эмоционально насыщенной, достаточно содержательной с учетом возраста детей.
Наличие трудностей зачастую приводит к ситуации неуспеха, это может вызвать как эмоциональный дискомфорт, так и активную поисковую деятельность, что формирует у ребенка нравственно-волевые качества, способствующие преодолению трудностей, благодаря которым достигается результат. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигнуть цели.
В своей работе по формированию коммуникативных навыков использую разные формы работы: (с детьми). Через реализацию образовательной программы «Колосок» (художественно-эстетической направленности) происходит развитие творческих, сенсорных и моторных навыков в условиях совместной творческой деятельности.
Организуемая совместная исследовательская деятельность позволяет детям совместно познавать мир, делать открытия, оказывая помощь друг другу.
С.Р.И. «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т.д., формирует новые знания, умение общаться.
Прогулки – особый вид деятельности, где дети наблюдают за изменениями в природе, могут любоваться красотой окружающего мира, оказывать посильную трудовую помощь и, конечно же, играть в различные игры.
Праздничные мероприятия: выступление на публике помогают преодолеть чувство неуверенности, тревожности .
Совместная трудовая деятельность.
Непосредственная образовательная деятельность.
Наряду с развитием знаний и умений у дошкольников формируются:
Нравственно-волевые качества; Правила поведения в коллективе; Гуманные чувства; Самостоятельность; Умелость; Настойчивость; Самоконтроль; Самооценка; Социализация.
Воспитание детей в первую очередь происходит в семье. У детей формируется модель поведения принятая в их семье, взаимоотношения между родителями, родителями и детьми, поведение взрослых в социуме. Поэтому в первую очередь необходимо строить отношения с родителями. Формировать у них определенные нравственные ценности. Эта работа проводится ежедневно через такие формы как: групповые и индивидуальные консультации; беседы; мастер-классы; совместные праздничные мероприятия; совместные экскурсии. Для родителей оформляем папки – передвижки по тематике; организовано совместное сезонное оформление прогулочного участка.
Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья это большая, продолжительная и многогранная работа, которая осуществляется нами ежедневно, комплексно со специалистами, работниками учреждения, родителями. Доказано, что чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше его шансы на успешную социализацию в обществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector