Источники звука и его распространение.

Автор: Варламова Надежда Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ» Детский сад №5 Родничок»

Населенный пункт: г. Чайковский, Пермский край

Тема: Источники звука и его распространение.

Опубликовано: 24.02.2017 12:59

Получить свидетельство      Скачать материал


Экспериментирование в подготовительной группе
на тему: «Источники звука и его распространение»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
 познакомить детей с понятием «звук» и распространением звуковых волн;
 сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности — определить разницу музыкальных звуков от шумов;
 развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
Материалы:
музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;
предметы: деревянный, металлический, стеклянный.
опыт1: металлическое ведро, дерев. ложка, тряпочка, трубочки (на всех), три стеклянных бокала на ножке с разноцветной водой, палочка;
опыт 2: ёмкость с водой, камешки (на всех);
опыт 3: воронки.пластмассовые и бумажные (на каждого ребенка), «музыкальная шкатулка»,

Ход:
Дети входят под музыку.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас с вами необычное занятие.
Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать. (Муз. инструменты)
Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)
Попробуйте дать им характеристику, какие они?( тихие-громкие, шумные, высокие-низкие, мелодичные …)
Скажите, какой мы можем сделать вывод?
1. Музыкальные инструменты издают звуки.
2. Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо-громко) и по длительности (короткий-длинный).
Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?(Нет, есть другие звуки, например….)
А давайте проверим.
Опыт1:
Материалы: метал.ведро, дер.ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка.
Подзываю по одному и спрашиваю о звуках.
— Поля, напой песенку;
— Саша, возьми ведро и крикни в него;
— Егор, возьми деревянную ложку и ударь по ведру;
— Алиса, возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;
А теперь подойдите к столу и возьмите трубочки и подуйте в них, что вы слышите?(Шум, похожий на ветер).
Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)
Какой мы сделаем вывод?
Вокруг нас много вещей, которые издают звуки.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает интерес, любознательность и много вопросов .Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках мы узнаем и ответим на них.
Опыт2 :причина возникновения звука – распространение звуковых волн
Опыт « «Звучащий стакан»
Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.
Материал :пластмассовый стакан, резинка.
Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой, приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.
Результат : Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом .Колебания идут по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук.
Ребята, мы с вами узнали ,что такое звук, как он возникает, а вы знаете «Как распространяется звук?»
Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.
Молодцы, многое уже узнали, немного отдохнем. (Физкультминутка)
⁃ На горе стоит лесок
⁃ Он не низок не высок
⁃ Удивительная птица, подает нам голосок.
⁃ По тропинке два туриста, шли домой из далека
⁃ Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»
Мы с вами немного отдохнули, пора идти дальше.
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
Материалы и оборудование: Бумажные и пластмассовые воронки, «музыкальная шкатулка».
Ход: Взрослый предлагает детям вспомнить русскую народную сказку «Три медведя». Скажите пожалуйста каким голосом говорили главные герои? (высокий, средний,низкий). Воспитатель предлагает определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Сперва звучит «музыкальная шкатулка» (звук тонкий высокий), затем дети прикладывают к уху бумажную воронку (звук громче, грубее), далее прикладывают пластмассовую воронку (звук очень громкий).Дети рассматривают иллюстрации «Три медведя», определяют кому принадлежало каждое звучание, Дети рассказывают, что Мишутка маленький, ,поэтому звук получается высокий. Настасья Петровна побольше и постарше, поэтому звук громче.Михайло Потапыч самый большой, сильный крупный, поэтому звук получается низкий.
Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.
Что понравилось или не понравилось?
Что бы вы хотели ещё узнать?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector