Образовательный проект «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников с объектами неживой природы».

Автор: Чжан Ольга Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце»

Населенный пункт: г. Северобайкальск, Республика Бурятия

Тема: Образовательный проект «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников с объектами неживой природы».

Опубликовано: 25.02.2017 08:32

Получить свидетельство      Скачать материал


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников с объектами неживой природы»

«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У.Эмерсон

Проблема и актуальность.
Вследствие обучения репродуктивными методами, направленными на усвоение готовых истин, основанных на подражании, повторении, послушании, ребёнок утрачивает поисковую активность, самостоятельность. Теряется любознательность, невозможен процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Ребёнок по природе своей – исследователь. Это его естественное состояние. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новую информацию – важнейшие черты детского поведения, необходимые в современном мире.
Навыки поисково-исследовательской деятельности дают ребёнку возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребёнка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
Цель
Углублять представления детей об объектах неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, наблюдать, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи
Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу с объектами и явлениями неживой природы.
Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения.
Побуждать детей к самостоятельной деятельности.
Обогащать впечатления ребёнка поэтическими и фольклорными произведениями.
Ожидаемый результат
Дошкольник, владеющий простейшими навыками поисково-исследовательской деятельности, умеющий на своем уровне самостоятельно решать проблемы, открывать и добывать необходимые знания, творчески применять их с целью успешной социальной адаптации.
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников.
Длительность проекта: долгосрочный (4 года).
Методическое и материально-техническое обеспечение проекта.

Методическое обеспечение

1. «Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» — под ред. О. В. Дыбиной.
2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»
3. – « – «Творим, измеряем, преобразуем»
5. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».
6. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».
7. А. А. Грибовской «Коллективное творчество дошкольников».
8. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу».
9. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и ИЗО в ДОУ».
10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации».
11. М. А. Рукова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированное занятие для работы с детьми 5-7 лет».
12. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром детей 5-7 лет».
13. «Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет».
14. «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ».
15. «Живая экология».
16. «Мир дошкольника. Вещи и свойства».
17. «Развитие социальной уверенности у дошкольников».
18. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе».
19. «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста».
20. Бурдин «Байкал. Мой взгляд» — альбом.

Т С О

1. Компьютерная техника.
2. Телевизор.
3. DVD.
4. Видеотека.
5. Магнитофон.
6. Аудиотека.
7. Фотоаппарат.
8. Видеокамера

Оборудование для проведения исследований

1. Лаборатория.
2. Исследовательские уголки (песокотерапия) в группах.
3. Уголок природы в своей группе.

Мини-музеи

1. Воздух.
2. Подводный мир.
3. Космос.
4. Русская горенка.
5. Волшебный мир камней.

Наглядно-дидактический материал

1. Фотоальбомы и фотовыставки.
2. Стенд «Мой край родной».
3. Предметные картинки.
4. Барельефы ландшафта (связь со школой).
5. Сюжетные картинки.

Оборудование для занятий

1. Лупы.
2. Магнит.
3. Природные материалы – объекты исследования.
4. Трубочки для коктейля.
5. Посуда для проведения опытов и экспериментов.
6. Зеркала.
7. Тканевые салфетки (белые и чёрные).
8. Воздушные шары, прозрачные пакеты и др. предметы для исследования вещей и явлений.

Механизм реализации проекта
Методы и формы работы.
Реализация проекта начинается со второй младшей группы.
Формы работы.
Познавательное занятие или часть познавательного занятия.
Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты и эксперименты).
Наблюдения, труд в уголке природы и на участке.
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).
Развлечения.
Методы.
Объяснительно-иллюстратиный.
Репродуктивный.
Проблемный.
Частично-поисковый.
Исследовательский.
Проектный.
Оценка достигнутых результатов
Проводится:
Воспитателями – по заинтересованности и творческой активности детей на занятиях, их ответам, способности принимать решения при выполнении заданий.
Младшим воспитателем – по наблюдениям за детьми, изменениям их поведения.
Психологом – по проявлению самостоятельности и умозаключениям при выполнении заданий.
Родителями воспитанников – по изменениям в поведении детей в процессе их свободной деятельности в направлении успешной социальной адаптации.
Формы работы с родителями
Родительские собрания: информация «Экологическое воспитание дошкольников»; практикум «Экспериментируем вместе»; дискуссия «Растить любознательных».
Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников»; «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»; «Самое удивительное вещество на Земле».
Наглядная агитация: «Загадки о воде»; «Ловушки для ветра»; «Ледяные забавы»; «Дышим правильно».
Индивидуальные беседы: по просьбе родителей; «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»; «Почемучки»; «Как отвечать на детские вопросы?».

Структура детского экспериментирования
Проблемная ситуация Целеполагание
Выдвижение гипотез
Проверка предположения

Подтвердилось Не подтвердилось
Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы
Реализация действий
Подтвердилось
Формулирование выводов
Содержание проекта

_x000C_Вторая младшая группа
(3-4 года)

Раздел «Волшебница-вода»
Задачи
1. Познакомить с одним из компонентов неживой природы – водой и ее значением для жизни всего живого.
2. Экспериментальным путем выделить свойства воды.
3. Наглядно показать переход воды из одного состояния в другое.
4. Экспериментальным путем определить некоторые свойства снега и льда.
Раздел «Воздух-невидимка»
Задачи
1. Познакомить с пятым «океаном» планеты Земля – воздухом.
2. Помочь выявить основные свойства воздуха, определить его роль в жизни человека, животных, растений.
3. Познакомить с таким явлением как ветер.
Раздел «Живая земля»
Задачи
Сформировать у детей представление о песке и камнях.
Исследовать камни и песок и выявить их свойства.
Установить взаимодействие между песком и ветром, песком и водой.
Раздел «Далекий космос»
Задачи
Познакомить детей с солнцем и луной, их роли в природе.
Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце, на улице тепло.
Показать детям такие явления, как свет и тень.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика была проведена с использованием методик Л. Н. Прохоровой, В. С. Юркевича, А. И Савенкова.

На начало года
низкий уровень показали 44% обследованных детей,
средний – 56%,
высокий – 0%.

На конец года:
низкий уровень – 0% обследованных детей,
средний – 44%,
высокий – 56%.

Средняя группа
(4-5 лет)

Раздел «Волшебница-вода»
Задачи
1. Способствовать развитию представлений детей о воде.
2. Экспериментальным путем выделить свойства воды.
3. Наглядно показать переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
4. Учить видеть воду в различных природных явлениях.

Раздел «Воздух-невидимка»
Задачи
Продолжать знакомить со свойствами воздуха: воздух повсюду, он легче воды, может двигаться, способен передавать запахи, занимает место.
Определить роль воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Дать понятие о том, что ветер – это движение воздуха.

Раздел «Живая земля»
Задачи
Расширить, путем дальнейшего исследования, преставления детей о камнях и песке.
Познакомить с глиной, выделить ее свойства.
Сравнить глину с песком, выделить общее и различное.

Раздел «Далекий космос»
Задачи
1. Учить определять погоду по состоянию неба, наличию солнца и облаков.
2. Дать представление о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

На начало года

низкий уровень показали 56% обследованных детей,
средний – 44%,
высокий – 0%.

На конец года:

низкий уровень – 0% обследованных детей,
средний – 44%,
высокий – 56%.

Старшая группа
(5-6 лет)

Раздел «Волшебница-вода»
Задачи
1. Продолжать формировать представление о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, продолжать знакомить со свойствами воды.
2. Формировать элементарные представления детей об использовании воды, ее силе.
3. Дать детям первые представления о круговороте воды в природе.
4. Формировать реалистическое понимание неживой природы, закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
5. Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед – это вода.
6. Уточнить и расширить представление детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
7. Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных.
8. Закреплять знания о различных состояниях воды.
9. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Раздел «Воздух-невидимка»
Задачи
1. Продолжать знакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека, животных и растений.
2. Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
3. Дать представление об источниках загрязнения воздуха как они влияют на наше здоровье.
4. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Раздел «Живая земля»
Задачи
1. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами, значением в жизни человека.
2. Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать с другими предметами.
3. Раскрыть понятие «полезные ископаемые».

Раздел «Далекий космос»
Задачи
1. Рассказать о солнце как об огромной раскаленной звезде – источнике тепла и света.
2. Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.
3. Сформировать представление о Земле как о планете, на которой существует жизнь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

EMBED Excel.Chart.8 s

На начало года

низкий уровень показали 39% обследованных детей,
средний – 61%,
высокий – 0%.

На конец года:

низкий уровень – 0% обследованных детей,
средний – 56%,
высокий – 44%.

_x000C_Перспектива проекта

Риски проекта

Нежелание родителей заниматься темой проекта.
Проблемы в оснащении проекта объектами разного вида.
Низкий интерес некоторых детей к теме проекта.
Несоответствие методики диагностирования содержанию проекта.

Пути преодоления рисков.
Презентация проекта для родителей с использованием продуктов творческой деятельности детей.
Заказы сотрудникам и родителям воспитанников (во время отпусков) объектов для мини-музея и лаборатории в рамках проекта.
Дифференцированный подход к заданиям для дошкольников по теме проекта, использование ИКТ.
Изучение методик диагностирования и выбор наиболее эффективной к содержанию проекта.

PAGE * MERGEFORMAT 1

EMBED Excel.Chart.8 s

EMBED Excel.Chart.8 s

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector