Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста.

Автор: Токпешева Зоя Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 7 «Ладушки»

Населенный пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область

Тема: Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста.

Опубликовано: 26.02.2017 11:17

Получить свидетельство      Скачать материал


Администрация Междуреченского городского округа
МКУ УО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 7 «Ладушки»

Сенсорное воспитание и развитие дошкольника
«Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста»

Авторы:
Токпешева Зоя Михайловна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 7 «Ладушки»

Междуреченск
2014
Содержание

Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста 3
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта. 4
Как способствовать развитию слухового восприятия у детей раннего возраста 7
Учимся различать звуки окружающей среды 8
Упражнения по развитию способности находить источник звучания на различном расстоянии 9
Игры с музыкальными инструментами 9
Развиваем чувство ритма 12
Использование аудиозаписей в развитии слуха 13
Непосредственно образовательная музыкальная деятельность 13
Что еще издает звуки? 14
Результаты работы по сенсорному воспитанию 15
Литература 16

Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Чем богаче ощущения (чувственный опыт) и восприятия, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий под воздействием педагога.
Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Мария Монтессори (ит. педагог), разработавшая в начале 20 века систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин (однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления). Она считала, что каждый ребенок умен и талантлив от рождения, нужно создать среду и ребенок будет развиваться в собственном ритме. Но не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.
Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности.
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта.
Такими эталонами являются основные цвета, геометрические множества фигур (шар, куб, круг, квадрат), меры веса, меры длины (осваиваются до 5 лет). После пяти, ближе к школе ребенок должен овладеть всеми эталонами. От того, как была организована родителями, воспитателями жизнь ребенка зависят и будущие достижения.
В современной педагогике в содержание сенсорного воспитания, помимо вышеперечисленных, входит также развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. (начинает накапливаться своеобразный «звуковой» словарь). Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Звуки порою ребенком не замечаются, слабо выделяются. Для того, чтобы он научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Таким образом, слуховое восприятие нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни.

Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух лет. Все они впервые поступили в ясли. Это тот замечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире как губка – так называемый сенситивный период. А слух для него является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.
Развитие слухового восприятия мы ведем в двух направлениях:
— с одной стороны, развиваем восприятие обычных звуков,
— с другой – восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха (ребенок достаточно рано отличает голос близких взрослых от голосов других людей, улавливает интонацию; лепет ребенка – это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как малыш слушает и повторяет фонемы родного языка).
Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте.
Работа по развитию слухового восприятия предусматривает:
— развитие умения прислушиваться;
— умение ориентироваться в пространстве на слух;
— различение характера, темпа, громкости и длительности звучаний;
— формирование умения определять путем проб то, что звучало (бытовые звуки, звучащие музыкальные звуки).
К концу первого года жизни слух ребенка достигает уровня развития слуха взрослого. Годовалый ребенок в состоянии различать звуки, находящиеся на расстоянии 6 метров, и определять источники звучания, расположенные в любом направлении (справа, слева, впереди, позади, наверху, внизу).
А теперь расскажу, как мы способствуем развитию слуха у детей?
Лучше всего делать это в игре. Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем – то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления и элементарного музыкального слуха.
Мы соблюдаем одно условие: учим отделять «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого создаем полную тишину в моменты загадывания и отгадывания звуковых «загадок», чтобы малыши могли сосредоточиться на звуке (звучание бубна, барабана, дудочки).

_x000C_
Как способствовать развитию слухового восприятия у детей раннего возраста
Упражнения по развитию способности находить источник звучания на различном расстоянии

Что еще издает звуки?
(пустые коробочки, пустые баночки с различными наполнителями)
Непосредственно образовательная музыкальная деятельность
Упражнения на различение звуков окружающей среды
Использование аудиозаписей
Развитие чувство ритма
Как способствовать развитию слуха ребенка
Игры с музыкальными инструментами

Учимся различать звуки окружающей среды
Отправляясь на прогулку, обращаю внимание детей на всевозможные звуки. Обязательно называю источник звучания, указываю на него рукой по следующей схеме: звукоподражание – название – действие

— би – би – би — машина – машина едет (гудит)
— у – у – у — самолет — самолет летит
— мяу – мяу — кошка — кошка лежит (мяукает, прыгает).
Комментарии сопровождаю художественным словом, эмоционально окрашенным. Например:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка,
Зубки острые,
Лапки быстрые.

Котя – котенька – коток,
Кудреватый лобок,
Мягкая спинка,
Теплый животик,
Любит молоко из крынки.

У нас машины разные
Би – би, би – би, би – би,
Зеленые и красные,
Би – би, би – би, би – би,
Машины за машинами
Шуршат своими шинами,
Би – би, би – би, би – би.

Упражнения по развитию способности находить источник звучания на различном расстоянии
Обращаю внимание детей на отдаленные звуки, доносящиеся извне. Это могут быть: звонок в дверь, шум пылесоса, гудки машин, звонок телефона, голоса людей, звук падающих предметов, пожарная машина, скорая помощь, магнитофон и телевизор, хлопанье двери.
Показываю детям источник звучания и по возможности подвожу к нему. Во время самостоятельной свободной деятельности, когда ребенок не смотрит в мою сторону, зову его по имени издалека, а когда повернется, машу ему приветливо рукой и хвалю.
Игры с музыкальными инструментами
В нашей группе есть разнообразные музыкальные инструменты: барабан (большой, маленький), дудочки (деревянные, пластмассовые), металлофон, свистки разной формы и величины, кастаньеты, ксилофон, гармошка, бубны, колокольчики, молоточки, погремушки. Знакомлю малышей с их звучанием. Даю каждому ребенку музыкальный инструмент и получаю своеобразный «детский» ансамбль.
Детские игры провожу, отстукивая их ритм на любом ударном музыкальном инструменте. Например, игра «Быстро – медленно». Стучу по барабану, меняя темп – то быстро, то медленно. Ребенок под быстрые удары бегает, а под медленные удары марширует. Учу малышей ударять по барабану, бубну как я. Объясняю правило: «Я стучу по барабану, бубну (один раз, много раз подряд), а ты (Саша, Маша) послушай и ударь как я». В результате таких игр малыши начинают понимать значение слов «барабан», «бубен», «много» и с удовольствием играют. Под ритм ударных музыкальных инструментов учу манипулировать игрушками, изображающими животных. Например, мишка идет медленно:
— топ (удар) – топ (удар) – топ (удар),
— а теперь побежал быстро – быстро: топ – топ – топ –топ – топ – топ – топ.
Систематически провожу игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти. Например:
Игра «Кто что услышит?»
Цель: развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь.
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т. п.
Ход: За ширмой по очереди издаю звуки вышеперечисленными предметами и предлагаю отгадать, каким предметом произведен звук. При этом звуки ясные, контрастные, чтобы ребенок мог их угадать. До начала игры поочередно обыгрываю музыкальные инструменты, вношу их с игровым персонажем в группу, уточняю названия и показываю их звучание.
Игра « Угадай, что делать»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, активизировать движения детей, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если громко звенит бубен, то малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз за спину. Чередовать громкое и тихое звучание не более 3 — 4 раз. Показываю детям, как правильно держать спинку «как я».
Игра «Кто внимательный?»
Цель: развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Сижу около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняю ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорю:
— Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
— Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Игра « Где позвонили?»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, определяя направление звука.
Оборудование: колокольчик.
Ход: Ребенок угадывает откуда доносится звук. А я тихо встаю в стороне от него (справа, слева, сзади) и звоню в колокольчик. Малыш указывает или угадывает направление звука, он поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Если ребенок ошибается, то взрослый ему подсказывает. Игру повторяю 3 – 4 раза.
Игра « Угадай, на чем играю?»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: барабан, бубен, дудочка.
Ход: Создаю игровую ситуацию «Мишка в гости пришел и принес музыкальные инструменты». Обыгрываю их, говорю названия, издаю звучание каждого инструмента и убираю за ширму. Малыши по звуку пытаются угадать « чья песенка слышна». Игру повторяю 3 – 4 раза.

В группе есть помимо музыкальных игрушек и другие предметы, которые издают звук – это игрушки с музыкальным звучанием: яркие, забавные, движущиеся. С ними мы проводим игры – забавы. Это музыкальные: бегемотик, зайчик, солнышко, паровозики, жук, мышка… Малыши очень любят наблюдать и играть с ними. Эти игры способствуют эмоциональному развитию детей, развивают любознательность, зрительное и слуховое восприятие.
По звучанию малыши отгадывают, кто к нам в гости пришел.
Развиваем чувство ритма
Дети любят песенки, потешки, прибаутки. Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивают слух, ритм. Поэтому я всегда пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем). Например:
Зайке холодно сидеть
Лапки надо бы погреть
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп, (хлопаем в ладоши)
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, (прыгаем)
Надо зайке поскакать.

Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся (прохлопываем ритм мелодии).

Давай коза попрыгаем – попрыгаем – попрыгаем,
И ножками подрыгаем – подрыгаем – подрыгаем,
И ручками похлопаем – похлопаем – похлопаем,
И ножками потопаем – потопаем – потопаем.

В результате развивается слуховое восприятие у малышей, чувство ритма и море радости.
Использование аудиозаписей в развитии слуха
В группе есть кассеты с записями звуков и шумов окружающей среды: кудахтанье курицы, шум дождя, мяуканье кошки, ржание лошади, крик петуха, шум проезжающей машины. Дав детям прослушать запись, рассказываю кого сейчас услышали, показываю игрушку, в другой раз картинку (усложнение – ребенок сам показывает картинку), показ сопровождаю художественным словом. Начинаем слушать с двух звуков. Детям очень нравится такая игра.
Непосредственно образовательная музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность неоценима в жизни ребенка. Так как у нас дети с одного года до двух лет, то музыкальная деятельность проводится по подгруппам (две подгруппы), 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель учит детей различать высокие и низкие звуки, подпевать, выполнять простейшие движения по тексту песни, имитационные движения. Приучает детей узнавать песню по мелодии, исполненной на фортепиано, ходить и бегать под музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения. Воспитывает умение внимательно слушать песни до конца исполнения.
Музыкальный зал мы красиво оформляем по тематике праздника. Много дополнительных атрибутов для разнообразной деятельности детей. Малыши с удовольствием ходят петь, танцевать, играть, как они говорят: «Ля – Ля». Музыкальная деятельность неоценима в развитии слухового восприятия, внимания, памяти.
Что еще издает звуки?
Для развития слухового восприятия в группе сделаны «шумелки».
«Шумелки» — пустые баночки, которые на 1/3 наполнены различными наполнителями (горохом, гречкой, песком, манкой, фасолью). При движении (потрясывании) над ухом они издают разные тональные звуки.
Например, провожу такую игру: в пустую банку кидаем различные мелкие предметы (фасолины, горошины, монетки, пуговицы). Падающие предметы издают разные звуки. Помимо слуха в этом упражнении хорошо тренируется координация движения глаз и рук. Провожу строго под своим контролем.
Есть в группе слуховые трубочки разной длинны. Слуховая трубочка – это склеенная из большого листа бумаги полая труба, открытая с обеих сторон. Учу малышей прикладывать трубочку к ушку и слушать. Говорить при этом надо не громко, оберегая слух ребенка, постоянно меняя тембр голоса.
Обращаю внимание на бытовые звуки, звучащие рядом:
• стук ложкой о края чашки,
• стук ложкой о края кастрюли,
• льющаяся из крана вода,
• стук отодвигающихся и задвигающихся стульев,
• стук передвигающихся столов,
• скрип открывающейся двери,
• стук падающих предметов.
Результаты работы по сенсорному воспитанию
В результате проведенной работы дети к двум годам научились ориентироваться в мире звуков:

— слышать различные звуки, разговорную речь, прислушиваться к шепоту;
— узнавать звуки, которые издают животные (или звукоподражания);
— реагировать и узнавать (показывать) источник звучания;
— различать тихий и громкий звук;
— различать звучащие музыкальные игрушки;
— двигаться под быструю или медленную музыку;
— научились вместе со взрослым отхлопывать ритм простых песенок и стихов;
— манипулировать игрушкой под медленную и быструю мелодию;
— определять местонахождение источников звучания;
— ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека.
Таким образом, использование предложенных игр, упражнений позволяет обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, все это способствует развитию других познавательных процессов: мышление, речь, воображение. Что в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста.
_x000C_
Литература
1. Занятия с малышами в детском саду /Сост. К.Ю. Белая. – Москва: Линка – Пресс, 2002. – 216с.
2. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
3. Основы сенсорного воспитания в раннем детстве: Учебное пособие / Э. Г. Пилюгина / Рецензенты Л. А. Венгер, И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / В. И. Логинова, А. И. Максаков и др. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 221 с.
5. Воспитателю о детской игре: Учебное пособие / Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. –127 с.
6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector